Об этом пишет экономист Александр Охрименко в авторской колонке на сайте «Комментарии». Именно поэтому финансово-экономический блок предыдущего правительства, который возглавлял Сергей Арбузов, отказывалось идти на такие условия.
За послевоенные десятилетия МВФ успел поучаствовать в спасении экономик десятков стран, и очень часто результаты такого вмешательства оказывались прямо противоположными ожидаемым. Причина этого — шаблонные схемы, которые специалисты фонда навязывают всем странам, не разбираясь в тонкостях функционирования спасаемых экономик, полагает экономист.
«Результатом «спасения» Таиланда, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Южной Кореи в 1997-1998 годах, Аргентины и Турции в 2001 годах и многих стран Африки в 1990-2000 годы стали настоящие катастрофы, причем именно выполнение стандартных требований — гибкого курсообразования национальных валют, устранения ограничений на потоки капитала, сокращение бюджетных дефицитов за счет поднятия налогов и урезания социальных расходов — усиливало проблемы стран», отмечает Охрименко.
Для стран Юго-Восточной Азии выполнение требований МВФ привело к девальвации их валют на несколько десятков процентов, удорожанию кредитов, рухнуло производство и выросла безработица. Иностранные инвесторы кинулись лихорадочно выводить деньги из этих стран, и кое-где отток капитала превысил 10% ВВП. Обедневшее население, разумеется, стало меньше тратить, и это подкосило и без того слабые экономики этих стран.
Аналогичные процессы происходят сейчас и в Украине, подчеркнул Охрименко. Эти последствия предыдущий Кабмин прогнозировал, поэтому отказался от выполнения таких рекомендаций, заявил недавно Сергей Арбузов. Эксперты МВФ просто не понимали важных деталей работы украинской экономики. В Украине, например, фактически параллельно ходят две валюты — гривна и доллар, и население с куда большей охотой держит сбережения именно в долларах. Резко отпускать контроль за валютным курсом — значит, получить неконтролируемую девальвацию, что и произошло.