По его словам, такое решение принято в связи с проблемами поставок угля на склады ТЭС. Продан говорит, что уголь в стране добывается, однако из-за ситуации на Донбассе существуют проблемы с его транспортировкой. С учетом уже известных проблем с газом, дефицит угля действительно может полностью добить украинскую энергетику и оставить значительную часть страны без света.
Добыча угля упала
Как сообщает издание «Вести», проблемы у шахтеров Донбасса начались еще до боевых действий, когда из-за отсутствия средств в бюджете сократились закупки угля. Но серьезные проблемы начались в мае, с началом боевых действий в Донбассе. Шахтеров было невозможно загнать в шахты, куда начали попадать снаряды. Остановилась «Октябрьская», после того, как были повреждены подстанции, остановились работы на шахтах им. Скочинского в Лидиевке и «Донбасс» — в Донецке. Остановлена работа на горловских угледобывающих предприятиях, а также прекратили работу многие шахты в Луганской области.
«На сегодня процесс добычи угля в Донбассе достиг самых низких показателей за всю историю региональной энергетики, — говорит старший научный сотрудник Института экономики НАН Украины Вячеслав Ильяшенко. — К этому стоит добавить коллапс электрогенерации: почти убита Славянская ТЭС, проблемы у Углегорской, которая еще не до конца оправилась от прошлогоднего пожара, серьезные сбои у Старобешевской, Луганской и Кураховской станций».
По оценкам доктора экономических наук, профессора ДонНУ Юрия Макогона, добыча угля из-за военных действий упала не менее чем на 50%. При этом на шахтах Донбасса добывается до 70% всего отечественного угля.
Что дальше
Затяжная война на Донбассе может положить и всю энергетику страны. «Сейчас угольные предприятия в зоне боевых действий работают хаотично. Людей боятся спускать под землю — вдруг их там завалит? Или их внезапно эвакуируют из-за обстрелов, как это не раз случалось. Конечно, это сказывается на угледобыче — она сократилась. И, безусловно, это отразится на энергетике, если территорию областей не освободят к концу месяца», — говорит один из лидеров Независимого профсоюза горняков Украины Анатолий Акимочкин.
В то же время в компании ДТЭК сообщают, что ее угольные предприятия работают, хотя некоторые — и в режиме поддержания жизнеобеспечения. «Главная проблема не столько в угледобыче, сколько в подвозе угля к ТЭС. Десятки взорванных мостов и дорог в Донецкой и Луганской областях, проблемы с перевозкой грузов на железной дороге (ДЖД перешла на трехдневный режим работы. — Прим.ред.) — вот это может серьезно привести к сокращению запасов угля на ТЭС», — рассказал источник в ДТЭК.
Что касается копанок, то хотя здесь добыча также сократилась из-за боевых действий, но не столь значительно, как на официальных шахтах. «Вы знаете, что основная сеть копанок все-таки существует даже сейчас? Люди лезут под землю даже под выстрелами — при такой технике безопасности они уже ничего не боятся… А руководят этими схемами с участием копанок все те же люди, которых все знают. И уголь — до 40% всей угледобычи региона — с них продолжает идти», — говорит Анатолий Акимочкин.
Напомним, как сообщалось ранее, постановление о порядке введения чрезвычайного положения на электроэнергетическом рынке страны было принято в связи с проблемами поставки угольной продукции на склады тепловых электростанций. Тем временем уже вчера, 13 августа, средняя цена бензина (по стране) А-92 евро на украинских АЗС выросла на 25,2 копеек — до 15,62 грн/л, а бензина А-95 евро на 24,9 копеек — до 15,82 грн/л. Дизельное топливо, соответствующее ДСТУ 3868-99, подорожало на 11,2 копеек на литре — до 14,88 грн.