Мода на хорошие библиотеки появилась в среде политиков и нуворишей в конце девяностых. По словам авторитетных коллекционеров, самые истовые букинисты среди госдеятелей – Виктор Медведчук, Петр Порошенко и киевский меценат Александр Прогнимак.
Бизнесмены от букинистики
«Медведчук больше пиарится, даже книгу о его коллекции написали», – сказал «Взгляду» авторитетный собиратель книг, пожелавший остаться неназванным.
В сборнике «100 раритетов из коллекций украинских библиотек» описаны 55 антикварных книг, принадлежащих Медведчуку. Жемчужины коллекции – «Грамматика Славенская» Мелетия Смотрицкого, купленная на аукционе «Кристи» (190 тыс. грн), «Украинская азбука» с иллюстрациями Григория Нарбута 1921 года (до 50 тыс.) и «Киевские глаголические листки» – их стоимость неизвестна, но это сокровище письменности Х века, место которому не в частной коллекции, а в музее.
Петр Порошенко – «тихий» собиратель, увлечение свое не афиширует. Предположительно, старт коллекции дала библиотека завода «Ленинская кузня», который бизнесмен приобрел в 1990-х: заводской фонд насчитывал 90 тыс. томов. Большую часть Порошенко передал Киево-Могилянской академии.
Прогнимака наш собеседник назвал «бизнесменом от букинистики»: перепродажа книг приносит ему неплохой заработок. Коллекция мецената насчитывает 10 тыс. томов, среди них альманах «Русалка Днiпрова» (96-120 тыс. грн), первый «Кобзарь» Тараса Шевченко (80 тыс.), «Требник» Петра Могилы (56-96 тыс.), «Киево-Печерский патерик» с цветными гравюрами (до 160 тыс. грн) и даже Острожская Библия первоиздателя Ивана Федорова. В 2007 году такую же продали на лондонском аукционе за $500 тыс.
У депутатов в цене «Кобзари»
У депутатов сформировалась «библиографическая» традиция – дарить книги на юбилей. Иллюстрированные альбомы о жизни родного края вручаются «для отвода глаз»: основные презенты передают без свидетелей. В цене царские издания «Кобзаря» ($10-15 тыс.), первоиздания поэтов Серебряного века. Официально наличие у себя библиотечных ценностей признают немногие.
«У меня дома хранится "Кобзар" Тараса Шевченко, напечатанный на средства сахарозаводчика и мецената Платона Симиренко еще при жизни. Тарас Шевченко был лично с ним знаком, – похвастался «Взгляду» нардеп-регионал Владимир Олийнык. И тут же оговорился: «Книга досталась в наследство от отца».
Его коллега по фракции Владислав Лукьянов специально «собирательством» не занимался, но библиотеку держит неплохую:
«На полках стоит множество книг по химии, принадлежавших матери – она денег на них не жалела. Большинство довоенные, в них описываются свойства веществ еще теми учеными, которые первыми делали химические опыты», – блеснул знаниями Лукьянов.
Похвастал библиотекой и Вадим Колесниченко. Книги собирали родители в послевоенное время – это сборники Льва Толстого, Александра Пушкина, Федора Тютчева. А самая редкая книга – древнее Евангелие XVIII века. Колесниченко называет его «семейной ценностью» и продать не согласен «ни за что».