С начала года отечественные аграрии выручили от продажи экспорта $15,4 млрд. Такие данные обнародовал Минагропрод.
«Взгляд» уже не раз рассказывал, с каким интересом покупают за рубежом украинские масло, мясо и зерно. В уходящем году расширилась и география продаж. Особой популярностью украинские товары пользовались в Азии. Выручка от торговли с восточными странами превысила $5,3 млрд. На втором месте оказались страны Евросоюза. На Запад мы поставили сельскохозяйственной продукции на $4 млрд. Третьим крупнейшим рынком традиционно стали соседи по СНГ – $3,4 млрд.
При этом улучшить показатели продаж за границу удалось практически по всем основным направлениям. Лидерами стали производители мяса. Экспорт курятины в этом году вырос на 80%, а говядины и свинины – более чем на половину. В то же время на 40% удалось нарастить продажу зерновых и бобовых. Еще на треть вырос экспорт подсолнечного масла. Однако, как отмечают в ведомстве, до плановых показателей в $21 млрд дотянуться так и не удалось.
«С одной стороны, экспорт по основным товарным позициям вырос, – рассказал „Взгляду“ руководитель Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. – Но в то же время стоимость зерновых и масличных культур на мировых рынках в этом году значительно снизилась. По разным позициям падение цен составило от 25% до 40%. Кроме того, из-за плохой погоды в сентябре затянулась уборка поздних зерновых. В результате значительную часть урожая аграрии будут продавать уже в следующем году, что вычеркивает их из поточной статистики. Эти факторы и снизили финансовые показатели».
Наверстать упущенное удастся в будущем сезоне. По словам аграрного министра Николая Присяжнюка, его ведомство собирается еще больше разнообразить географию сбыта – за счет завоевания новых рынков в Африке.
«Мы планируем расширить поставки пшеницы, кукурузы, сахара, подсолнечного масла и говядины в Алжир, Египет, Нигерию, Тунис и Эфиопию», – отметил министр.