Украинские нефтеперерабатывающие заводы смогли увеличить производство бензина. По данным Минтопэнерго, в октябре НПЗ переработали более 385 тонн нефти – это на 42,1% больше, чем месяцем раньше (и на треть больше прошлогоднего результата).
«Показать рост удалось на фоне низкого уровня производства в прошлом году, – пояснил „Взгляду“ директор консалтинговой компании „А95“ Сергей Куюн. – Тогда работал, фактически, только Кременчугский завод. Кроме него совсем небольшие партии топлива отгружал Шебелинский НПЗ».
До конца года на максимальных оборотах заработает Одесский НПЗ. По данным Минтопэнерго, за октябрь одесситы увеличили переработку вдвое – до 173 тыс. тонн. Кременчугский НПЗ уже перерабатывает еще большие объемы (212 тыс. тонн). Остальные пока простаивают.
Появился шанс нарастить свое производство
Как сказали «Взгляду» эксперты, украинские нефтеперерабатывающие мощности задействованы лишь на 15%.
«В последние годы загрузка украинских НПЗ устойчиво снижается, – сообщил координатор Центра по внедрению экономических реформ при президенте Роман Опимах. – Низкая доходность заставила производителей заморозить инвестиции и остановить работу предприятий».
В результате за последние три года Украина импортирует уже три четверти от всего бензина и дизтоплива. Но шанс нарастить внутреннее производство есть.
«Мощности Одесского НПЗ позволяют ежемесячно перерабатывать 200 тыс. тонн нефти. Это тот потенциал, который может быть использован в ближайшее время. А в следующем году, если представителям Лисичанского НПЗ удастся договориться с властями об усовершенствовании системы налогообложения, можно ожидать запуска этого предприятия», – сообщил Куюн.
Лисичанский НПЗ способен переработать до трети необходимого Украине топлива. Возможно существенно (на 70%) нарастить переработку нефти в Кременчуге. Этот завод отдельно вспоминал «топливный» министр Эдуард Ставицкий, говоря о переговорах, которые Минтопэнерго ведет с нефтедобывающими компаниями. Предмет переговоров – увеличение поставок сырья на Кременчугский НПЗ в следующем году на 3 млн тонн.
$2 млрд инвестиций
По словам экспертов, если задействовать все мощности украинских нефтеперерабатывающих предприятий, они смогли бы производить около 80% потребностей страны.
«Но для того, чтобы украинское топливо смогло по цене конкурировать с импортным бензином и дизельным топливом, надо провести модернизацию. Для этого нужно не так уж много. Если взять три наших главных завода – одесский, кременчугский и лисичанский, то общая сумма требуемых инвестиций составит не более $2 млрд», – сказал «Взгляду» директор спецпроектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Эти средства можно получить у частных инвесторов – в том случае, если высокие темпы производства топлива удастся сохранить.