Правительство собирается рассмотреть возможность поставок ядерного топлива в третьи страны после того, как в 2015 году в Украине заработает первая очередь завода по производству ядерного топлива.
Об этом 2 октября заявил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. «Вопрос реализации избыточной продукции завода будет стоять как минимум после запуска первой линии - это 2015-2016 годы. Мы рассматриваем данный вопрос», - сказал министр.
Отметим, что завод по производству ядерного топлива сейчас строится городе Смолино Кировоградской области.
Это совместное украино-российское предприятие, в котором 50% плюс 1 акция принадлежат украинскому ГК «Ядерное топливо», а 50% минус 1 акция – российской компании ТВЭЛ. Стоимость строительства завода оценивается в 3,7 млрд грн.
Как сообщила «Взгляду» директор по информационной политике ассоциации «Ядерный форум Украины» Ольга Кошарная, после запуска первой очереди завод начнет выпускать 800 тепловыделяющих сборок для энергоблоков АЭС с реакторами типа ВВЭР-1000. Это значительно превышает потребности Украины. «Сейчас на украинских АЭС работает 13 реакторов этого типа, и ежегодно они нуждаются в 546 сборках», - рассказала эксперт. Таким образом невостребованными остается 254 сборки, при том что цена одной колеблется в пределах 1 миллиона долларов США.
По словам Кошарной, если будут достроены 3-й и 4-й энергоблоки то на их первоначальную загрузку понадобится 336 сборок и дальше по 42 штуки в год. «Правда я очень сильно сомневаюсь, что в ближайшее время они будут достроены. После аварии на Фукусиме, в Украине пересмотрели нормы безопасности для АЭС и требования к проекту новых энергоблоков. В результате по заключению Госатомрегулирования оказалось, что современный проект при существующих строительных конструкциях реализовать не представляется возможным», - рассказала эксперт.
В любом случае предприятию придется искать рынки сбыта для топлива. По словам Кошарной украинские сборки подходят только для тех АЭС, где стоят реакторы типа ВВЭР-1000. Они строились советскими и российскими специалистами в Чехии, Венгрии, Китае и Индии. «Но этот рынок очень тесный и он практически обеспечивается сборками российской компании ТВЭЛ», - предупредила Кошарная.