Мало кто знает родителей ведущих политиков страны. Они держатся в тени своих известных детей, хотя порой являются непоследними людьми в каких-то своих областях.
Например, Ольга Хорошковская, мать экс-первого вице-премьера и миллионера Валерия Хорошковского — признанный автор учебных пособий для средней школы. Первый учебник авторства Ольги Назаровны вышел еще в 1972 году.
Сегодня доктор педагогических наук, профессор Ольга Хорошковская является заведующей лабораторией обучения украинской словесности в школах национальных меньшинств Украины и диаспоры Института педагогики Национальной АПН Украины.
В этой же лаборатории работает и дочь Ольги Назаровны, Наталья Яновицкая, которая также участвует в написании учебников.
Журналист «Взгляда» встретился с Ольгой Назаровной в ее рабочем кабинете и расспросил о работе, которую она ведет, ситуации в украинской науке и, конечно, о знаменитом сыне. Впрочем, на эту тему профессор Хорошковская говорит крайне осторожно.
В длинных темных коридорах института педагогики еще живет дух советской эпохи, хотя в комнатах уже делают ремонт на новый манер и ставят современную офисную мебель. Нужный кабинет находим по табличке «Ольга Назаровна Хорошковская. Доктор педагогических наук, профессор, почетный академик НАПН Украины».
Обстановка здесь без претензий. У Ольги Назаровны такой же стол, как и у ее коллег. Мама бывшего чиновника и миллионера одета в простое, но элегантное платье. У нее скромный макияж, а из украшений — неброские перстень и брошь. Разговаривает в мягкой неторопливой манере, присущей педагогам старой школы.
- Какой работой занимается ваша лаборатория?
- До обретения Украиной независимости украинский язык не преподавался в школах национальных меньшинств. Исключением были только пять польских школ, для которых однако не было учебников. Сейчас такие пособия нами разработаны. Около 80 венгерских школ, около 90 румынских школ и около 20 молдавских школ также получили свои учебники.
Пока что не написаны пособия для школ с крымско-татарским языком обучения, так как у нас нет специалиста со знанием такого языка. Но поскольку дети говорят по-русски, учителя используют учебники, разработанные для русских школ.
При составлении этих учебников мы учитывали тот факт, что украинский язык хоть и является государственным, но по отношении к родному языку школьников является вторым. В первом классе у ребят только устный курс украинского. Во втором классе начинается букварь. Сначала учим детей говорить, а потом — читать и писать по-украински.
Материал для учебников отбирался путем сопоставления украинского с родным языком. Мы собрали похожие моменты фонетики, общие элементы графики — чтобы не повторять то, что дети знают.
- Как вы оцениваете отношение государства к науке?
- Хотелось бы, чтоб лучше относились. Скажу на примере нашей академии. Недавно мы получили высокий национальный статус и надеялись, что вырастут наши зарплаты. Но надежды оказались напрасными. Я нахожу такую ситуацию странной.
- В прошлом году много шума было по поводу разработанных вами и вашей дочерью Натальей Яновицкой учебников для школ с польским языком преподавания. Министерство образования и науки закупило их по цене 647 гривен за экземпляр...
- Я далека от тонкостей бухгалтерии, но мне объяснили, что цена на учебники была такая высокая из-за того, что их выпустили очень маленьким тиражом. Чем больше тираж, тем дешевле книга. Учебники получились дорогими для государства, но учителя и ученики получают их бесплатно. Авторский гонорар я разделила с дочерью, но это не была огромная сумма. Все было оговорено в договоре с издательством, которое вовремя выполнило перед нами все обязательства.
- А как образовался ваш тандем с дочерью?
- Так жизнь сложилась. Наталья училась на отделении славянских языков Киевского университета им. Шевченко. Когда я создавала свою лабораторию, уговорила ее прийти ко мне в команду. Дочь по складу ума — математик и даже на лекциях первое время решала задачи. Но постепенно языковой материал ее увлек, и все стало на свои места.
Наталья занимает не чье-то, а свое место в моей лаборатории. Я не ошиблась в ней, как и в других членах команды, которую я формировала с 2004 года. У нас хорошие результаты, и школьные учителя очень хорошо оценили наши учебники.
- О дочери вы рассказали. Позвольте вопрос о сыне...
- Смотря какой...
- Самые невинные. Как у Валерия Ивановича обстоят дела сейчас? Он все еще живет в Монако?
- Для начала скажу следующее. Я горжусь своим сыном, который во всех отношениях успешный человек. На всех постах, на которых Валерий был, он вел себя достойно и старался сделать определенный вклад в Украину. Он мог бы сделать еще больше, но увы...
Да, так сложилось, что сейчас он не живет в родной стране. Но он вернется. У него сейчас абсолютно все нормально. Когда вернется? Все зависит от обстоятельств. Нельзя сказать, что завтра, послезавтра или через год. Видите, какая у нас ситуация, каждый день что-то меняется.
- Часто ли вы с ним связываетесь?
- Он мне звонит по телефону. Спрашиваю «Как здоровье, сынок, как твои дела?» Отвечает: «Все хорошо...» Ну и слава Богу! Да по телефону разве это разговор?! Но в ноябре я еду к нему, вот тогда и поговорим обо всем и обстоятельно.
44 -летний Валерий Хорошковский, бывший чиновник и глава СБУ, входит в список богатейших украинцев.
1 февраля Валерий Хорошковский продал телеканал «Интер» Дмитрию Фирташу за 2,5 миллиарда долларов.
После этого совладельцем Фирташа в медиа-группе стал глава администрации президента Сергей Левочкин.
Позже глава Миндоходов Александр Клименко заявлял, что ведомство рассчитывает, что в госбюджет поступят все налоги, которые должны уплатить участники сделки по продаже телеканала «Интер». Но о поступлении этих денег Миндоходов не сообщало.