В Минюсте обещают что «небольшие проблемы» в применении нового Уголовного процессуального кодекса будут решены. Об этом заявила министр юстиции Елена Лукаш.
По словам министра, ежедневно изучается и анализируется практика применения нового УПК. «Все его преимущества останутся», - сказала она.
Юристы считают, что будущие изменения в законодательство связаны с тем, что пока закон не предусматривает наказания за побег из-под домашнего ареста.
Напомним, что 27 июля при получении взятки был задержан ректор Национального университета государственной налоговой службы Петр Мельник.
1 августа Печерский суд избрал для Мельника меру пресечения в виде домашнего ареста. А 9 августа он сбежал, избавившись электронного браслета.
«Новый УПК вступил в силу в ноябре прошлого года. В переходных положениях к нему президент поручил Кабмину в течение месяца подать на рассмотрение Верховной рады свои предложения по приведению законодательства в соответствие с УПК. Но этого сделано не было», - сказал «Взгляду» адвокат Дмитрий Тучиенко.
«Новый Уголовно-процессуальный кодекс ввел такую меру пресечения как домашний арест. А в уголовном кодексе нет наказания за побег из-под домашнего ареста», - сказал адвокат.
Однако, в УПК указано, что отказ от ношения средства электронного контроля, умышленное снятие, повреждение или иное вмешательство в его работу с целью уклонения от контроля, являются невыполнением обязанностей, возложенных судом.
«За невыполнение решения суда Мельнику грозит штраф от 8 500 до 17 000 гривен или лишение свободы на срок до трех лет, если докажут, что электронный браслет он снял умышленно», - сказал адвокат.
Тупчиенко отметил, что нынешняя редакция Уголовного кодекса предусматривает наказание за побег из тюрьмы, за самовольное оставление места жительства с целью уклонения от административного надзора. Но эти нормы применяется лишь для заключенных и тех, за кем установлен надзор при освобождении из мест лишения свободы.
«К Мельнику такие нормы неприменимы, поскольку он не был осужден и наказания не отбывал», - сказал Тупчиенко, предположив, что наказание за бегство из собственного дома «должно быть мягче, чем за побег из тюрьмы, но суровее, чем за нарушение правил админнадзора».
Адвокат отметил, что в судебной практике к нарушителям меры пресечения обычно применяют взятие под стражу. «Поэтому 12 августа Печерский райсуд Киева санкционировал задержание и принудительную доставку в суд Мельника», - сказал Тупчиенко.
Отметим, что согласно УПК домашний арест заключается в запрете подозреваемому покидать жилье. Он может быть применен к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Совокупный срок содержания под домашним арестом не может превышать шести месяцев.
Милиционеры имеют право появляться в жилище арестованного, требовать предоставить устные или письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением возложенных на него обязательств, использовать электронные средства контроля.