В последнее воскресенье июля наши моряки празднуют День украинского флота. Кто-то возразит, что в Украине и флота-то нет. Но ведь украинские суда продолжают бороздить моря под сине-желтым флагом, а управляют ими смелые и неординарные люди. Среди них – первая и единственная в Украине женщина-капитан дальнего плавания, с которой «Взгляд» и поговорил о непростой капитанской жизни.
Два капитана
Взять интервью у Татьяны Олейник очень непросто: капитанская жизнь – не из легких и предполагает длительные расставания с родиной. Столь же непросто в приветливой и улыбчивой женщине узнать капитана: вне корабля Татьяна – заботливая мама двух взрослых сыновей, опытный садовод-огородник и отменная домохозяйка. В перерывах между рейсами Татьяна приезжает в частный семейный дом в Боярке под Киевом.
– Я воду любила с детства, – рассказывает Татьяна. – Все лужи во дворе были мои. Река, море – для меня это было все. Родители у меня педагоги, а моряков в роду не было. Зато повезло с крестным: Павел Овсиенко – капитан дальнего плавания и легенда советского флота.
Путь к капитанскому мостику для Татьяны был нелегким. Многие не верили, что хрупкая женщина сможет справиться с тяжелой работой на судне.
– В советские времена многие двери, открытые для мужчин, для меня были закрыты, – говорит Татьяна. – Когда приходила сдавать документы, в приемной комиссии мне прямо говорили, что я не туда попала. Пришлось получить три флотские специальности и личное разрешение министра СССР Тимофея Гуженко, чтобы поступить в Одесское высшее инженерное морское училище. До этого я туда семь лет подряд подавала документы, но получала отказы из-за того, что я женщина.
Татьяна решила опровергнуть традиционную мужскую примету «Женщина на корабле – к беде» и не опустила руки. Перед тем как получить должность капитана, ей пришлось поработать матросом, рулевым, помощником капитана и старпомом.
– А уж сколько пришлось выслушать от старших коллег таких фраз: «Замуж – и бегом с корабля» или «Тебе бы с пеленками возиться, а не у штурвала стоять» – уже и не упомню, – смеется Татьяна. – Но все-таки моя детская мечта сбылась. С дипломом капитана я четыре года ходила в старпомах. Мои документы даже не подавали руководству. Сыграла роль случайность: председатель «Укркомфлота» Мария Барановская доложила обо мне президенту компании. Так я стала капитаном сухогруза «Иван Сергиенко».
Во флоте Татьяна Олейник уже 36 лет, из них 12 лет капитаном.
Знакомьтесь – ”Ванечка”
Судно класса «река–море» «Иван Сергиенко» экипаж называет «Ванечка». Все убеждают – судно живое, и относиться к нему нужно соответственно.
«Ванечке» 32 года: судно построили и спустили на воду в 1981 году, оно уже считается старичком. Длина Ванечки – 114 метров, а ширина – 13.
– Мое судно в хорошем состоянии, – уверяет Татьяна. – Мы ведь его красим, драим, ремонтируем и ухаживаем, как полагается.
Часто вместе с экипажем к работам подключается и сама капитан. А когда судно стояло на ремонте, Татьяна была вынуждена больше года фактически жить на нем.
За годы работы «Ванечка» избороздил Средиземноморье и Черноморско-Азовский бассейн. Грузы приходится перевозить разные – от стройматериалов до продовольствия.
А вот то, что управляет «Ванечкой» женщина, – чувствуется сразу. Корма корабля – голубая, а каюты экипажа вместо общепринятого зеленого раскрашены в радующие глаз оттенки.
Курить в каютах Татьяна Олейник строго запрещает, ведь на корабле много живых цветов, а дым пагубно на них действует. Даже на капитанском мостике у Татьяны растут герани и фикусы.
Капитанские пироги
Экипаж «Ивана Сергиенко» – это 14–16 человек.
– Ребята у нас дружные и веселые, – говорит Татьяна. – Есть у нас и девушки. Сейчас морские вузы открыты для всех, не то что в советские времена. Так что леди тоже идут на флот, даже матросами. Но мужчины все так же сопротивляются. Поэтому «Укрречфлот», если приходит сотрудница, сруза отправляет ее ко мне. Напрямую говорят: «Никто, кроме Татьяны Витальевны, на корабль женщину не возьмет». Беру, потому что знаю сама, каково быть женщиной на флоте.
В рейсах, длящихся по несколько месяцев, трудно не сдружиться.
– Работаем слаженно: я приучаю команду отвечать друг за друга. Ну и гуляем вместе все праздники, – рассказывает капитан. – Пасху в этом году праздновали в Турции. Я сама испекла куличи для экипажа, попросились сойти на берег – нажарили шашлыков.
Татьяна Олейник часто балует подчиненных собственной выпечкой. А открытки, валентинки, небольшие подарки стали доброй традицией на корабле.
– Мой экипаж для меня как дети, – говорит Татьяна. – Я же за них несу персональную ответственность и должна вернуть их родителям и семьям в целости и сохранности.
Татьяну Витальевну на корабле просто обожают. Все привыкли, что Олейник строгая, но справедливая. К ней и за советами ходят, и секреты доверяют, и в житейских перипетиях просят помочь.
«Я могу полностью положиться на свой экипаж во внештатных ситуациях»
Попасть в экипаж к Татьяне Олейник теперь считается престижным. Она не просто капитан, но и учитель. Свой экипаж обучает не только азам судовождения, но занимается еще и историей, географией, даже языками.
Женщину-капитана знают во многих портах, куда заходил «Иван Сергиенко».
– В каждом порту стараюсь поздороваться на языке этой страны. Учу этому и свой экипаж, – говорит Татьяна Олейник. – Могу спросить «как дела?» или что-то о погоде на чужом языке. По себе знаю, что сотрудники порта сразу начинают относиться к экипажу судна по-другому.
Ситуации в открытом море бывают разные – случаются и внештатные. Сигналы SOS судно получало много раз, но спасать тонущие суда не доводилось. Сухогруз медленный и не настолько маневренный. Но по уставу сигнал SOS принимать должны все.
– В последний раз в эфире засекли сигнал о помощи – случай действительно был страшный, – вспоминает Татьяна Витальевна. – На борту судна умирал русский капитан, но, увы, помочь ему уже ничем не смогли. Коллега умер.
Было и несколько случаев, когда ее судно находилось в опасности.
– В Черном море под Босфором в шторм прямо на наших глазах разбился о скалы российский пароход, – рассказывает Татьяна. – Шторм был девятибалльный, с волнами по восемь метров. К проливу нас турецкие власти не подпустили из-за плохой видимости. Пришлось быстро принимать решения. Хорошо, что могу полностью положиться на свой экипаж. Чтобы не разбиться о скалы, пришлось сменить место якорной стоянки и запустить машину в режиме полного переднего хода на 44 часа без перерыва.
На капитанском мостике Татьяна Олейник предпочитает обычную рабочую одежду. А вот когда на борту гости или судно заходит в порт, она одевается в парадную форму – китель и белую рубашку.
– Главный закон капитана: «Он должен всегда быть выбрит и при параде», так как считается не только лицом судна, но и своей страны, – говорит Татьяна Олейник. – Мне с этим легче – я же женщина, а значит, обязана быть во всеоружии и при параде всегда.