Простите за многословие. Не удержалась. Правда, эта предвыборная кампания даётся эмоционально очень тяжело.
Из терапевтического опыта: когда в системе (семье или личности) обостренно проявлены несколько полярностей – это сигнал, что система готова перейти на другой уровень. И дело не в личностях кандидатов, а в ролях, силах, которые они представляют.
Мне, как и многим, гадливо наблюдать за тем, что происходит. И с одной стороны, хочется дистанцироваться, потому что очень не хочется быть частью и топливом для игры. С другой – осознаю, что я тоже часть системы.
Есть правило – проблему невозможно решить и понять на том уровне, на котором она создана, нужно идти уровнем выше. Я, к сожалению, не умею ходить по уровням политических многоходовок. Пытаюсь идти по тем уровням, которые мне доступны.
На днях вспоминала одного из моих давних проводников, который мне постоянно напоминал (когда меня заносило то в интуитивность, то в излишнюю критичность и рациональность). «Когда ты сосредотачиваешься только на одном, то теряешь из виду другое. В тот момент, когда тебя затягивает в «поляризацию», ищи тот уровень, который за полярностями. Где может существовать и то, и другое – и твоя спонтанность, игривость, интуиция, и системные знания, и ощущение контроля».
Полярность, которую мы не принимаем, с которой боремся – становится нашей тенью, нашим неосознанным (неосвоенным) вторичным процессом (это термин из процессуальной терапии), именно она нас злит в других. Из неё растёт «симптом». Но в ней, если ее освоить, много какой-то новой силы. В тот момент, когда мы подходим к «границам полярностей», в процессуальной терапии это называется «край» – включаются защиты. То, что происходит «на краю» – некий транс от растерянности, смешков, до ощущения сюрреализма. И да, похоже, мы на «краю».
Я себе сейчас постоянно задаю вопрос, какие сейчас полярности проявлены в том, что я вижу. Какую полярность я не принимаю. И я пока никак не могу уловить, что за этими полярностями. Но ощущение, что в их «столкновении» сейчас что-то очень важное. Я признаюсь в моем «предвыборном страхе» – а вдруг нет этих проявленных полярностей, это просто маски, а под ними все одинаково.
Существуют изменения первого порядка (когда происходит перестановка людей, написание новых букв, люди расстаются, умирают, переезжают, «переизбираются или остаются на второй срок») – но суть отношений с собой и с миром не меняется. И – второго порядка – структурных, когда меняется не просто формат, а качество – глубина отношений. Когда происходит настоящий переход на другой уровень. И для меня важно, чтобы вне зависимости от выбора большинства – мы шли в эти изменения второго порядка. И, наверное, их я буду ждать, и не просто ждать – требовать от того, кого буду выбирать и того, кто будет избран.
Светлана Ройз, детский семейный психолог
Источник