23:53

четверг,
21 ноября

Керченский кризис: чем поплатится Москва за наглость

27.11.2018 / 15:58
Керченский кризис: чем поплатится Москва за наглость
Источник: euronews.com
Каких дальнейших действий следует ожидать от России, ударит ли Запад новыми санкциями, а также, что делать с дипотношениями? - Укринформ спрашивал у экспертов.
Российские военные пошли в открытую, захватив 23 украинских моряка и три корабля МВД Украины. Откровенно наглые, агрессивные действия Кремля видела, наверное, вся страна: тысячи сообщений в соцсетях, репосты официальных сообщений. А вот международное сообщество уже традиционно реагировало немного замедленно, уже полтора суток прошло с момента дерзкого нападения, а из ключевых столиц мира раздается традиционное: «обеспокоены», «требуем деэскалации», «внимательно наблюдаем»... В Кремле, как известно, на такое чихать хотели. В этой ситуации неопределенности и напряженного ожидания Укринформ обратился к экспертам с вопросами: каких дальнейших шагов следует ожидать от России, введут ли ЕС и США новые санкции, а также что делать с дипотношениями - расторгать или оставить без изменений?

Игорь Романенко, военный эксперт, генерал-лейтенант запаса:

“Россия наблюдает за реакцией со стороны Украины, ее партнеров на Западе, ООН, НАТО. В зависимости от того, какой эта реакция будет — у Путина будут принимать соответствующие решения: целесообразно ли обострять ситуацию, или, как уже сегодня заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, не обращать особого внимания на этот инцидент, мол, танкер стал поперек и закрыл судоходный пролет случайно и вообще - это провокация со стороны Украины и так далее в этом же духе. Сейчас рано о чем-то конкретнее говорить.

Следующее — санкции. Здесь все будет зависеть от того, насколько убедительными будут украинские аргументы. Наши партнеры в Евросоюзе и США ранее уже заявляли, что в случае обострения ударят по РФ очередными санкциями. Что же, обострение произошло, со стрельбой, с ранениями украинских моряков, с захватом наших судов и тому подобное. Это факт. Поэтому, на мой взгляд, оснований для новых антироссийских санкций предостаточно. А как будут действовать на Западе, — вопрос и для меня.

Вопрос разрыва дипотношений. Надо и здесь подождать развития ситуации, следить, что и как будет делать Россия дальше. Если поведение не изменится, то есть Кремль продолжит вести себя вызывающе, то, да, в этом направлении нужно продвигаться. Впрочем, если же они пойдут, как говорится, “на попятную”, к чему, судя по сегодняшним заявлениям Пескова, как раз все идет, то с этим решением нужно повременить”.

Василий Филипчук, дипломат, политолог:

“То, что Россия хотела сделать — в принципе, она сделала. А сейчас - будет ставить вопрос на заседании Совбеза ООН о якобы нарушениях Украиной “ее”, то есть, “российских” территориальных вод. А мы будем ставить вопрос захвата Россией наших территориальных вод. И такая «дискуссия» в ближайшее время вряд ли приведет к чему-то конструктивному. В то же время, нельзя было не понимать, что коллизия, созданная российской аннексией Крыма - это ружье, которое рано или поздно выстрелит. Тем более, что это ружье даже и не висело на стене, а уже было взведено и прямо направлено понятно на кого. Рано или поздно все это должно было случиться. И сейчас вопрос лишь в том – кто лучше был готов, и какие политические последствия будет иметь этот кризис.

Что касается новых антироссийских санкций. С одной стороны Украина в выигрыше – ответственность за события с точки зрения права однозначно возлагается на РФ. Если в Брюсселе на прошлой неделе обсуждали ситуацию вокруг нежелания Италии поддерживать ужесточение санкций в отношении РФ, то сейчас этот вопрос станет неактуальным. Что касается США, то Россия для них уже давно стала “мальчиком для битья”, которого били, бьют и будут бить дальше. Но! В то же время я бы не аплодировал великолепной спецоперации украинской стороны по усилению антироссийских санкций. Уверен, что во всех ведущих МИД стран мира ответственные за регион ищут ответ на вопрос – для чего было нужно направлять военные корабли через акваторию, которая де-факто контролируется государством-агрессором? Риски агрессивной реакции со стороны РФ легко прогнозируемы, поэтому идти на них – это или не понимать объективной ситуации и подставлять собственных военных, или сознательно повышать ставки в противостоянии с РФ по каким-то известным только высшему украинскому военно-политическому руководству причинам. Какой у них был план, думают сейчас европейские и американские дипломаты. И был ли он вообще? Отсутствие объяснения с украинской стороны, которому можно верить, не менее важно, чем правовая интерпретация, которая, в основном, в нашу пользу. С россиянами все ясно – после отравления в Солсбери на Западе не осталось каких-либо иллюзий относительно них. Но украинцы – не россияне, они должны учитывать, с кем они имеют дело. Если не будет предоставлена и партнерам, и наблюдателям понятная интерпретация целей и планов украинских военных, это не будет играть на пользу восприятия Украины как прогнозируемого партнера.

Коротко о дипотношениях. Считаю, что сейчас у нас такая четкая позиция, как во время аннексии Крыма в 2014 году. Тогда это нужно было делать. Сегодня же этот шаг ничего не решит, эффективность его будет равна “нулю”, тем более, что этот шаг может осложнить дальнейшее решение конфликта”.

Олег Белоколос, дипломат, военный эксперт:

“На данный момент я не прогнозирую какой-то серьезной эскалации со стороны РФ. Она ей очевидно не выгодна накануне возможной встречи Путина с Трампом на саммите «Большой двадцатки» в Аргентине в конце этой недели. Очевидно, позиция Москвы будет изложена на ожидаемом сегодня заседании СБ ООН. Возможное введение в Украине военного положения, очевидно, будет негативно оценено в Кремле, ведь там несомненно не хотят введения каких-либо ограничений на деятельность пророссийских сил. Это — первое.

Второе — санкции. Думаю, со стороны США они могут быть усилены. Со стороны ЕС новые санкции пока не ожидаются. В то же время, вполне вероятной выглядит активизация европейской дипломатии на Азовском направлении.

Третье — дипотношения с Россией. Их надо было разорвать еще в 2014 году. Что касается украинско-российских договоров, МИД тоже следовало еще до конца 2014 года осуществить полную инвентаризацию договорно-правовой базы и представить на рассмотрение правительства и президента соответствующие предложения. Почему этого не сделано за почти пять лет и что делать дальше? Вопрос должен быть адресован к Михайловской площади”.

Богдан Яременко, дипломат, председатель Фонда “Майдан иностранных дел”:

“Прогнозирую с абсолютной точностью, что Россия не даст принять никаких решений, вместо этого сосредоточится на том, чтобы проводить собственную, искаженную информационную кампанию относительно событий на Азове: украинские суда нарушили территориальные воды, вошли туда без разрешения, а потому были задержаны, и учитывая то, что оказывали сопротивление, против них применялась сила и так далее. Думаю, других действий, то есть в военном плане — РФ не предпримет, а будет пытаться сделать все возможное, чтобы эта ситуация не имела для нее негативных последствий.

Новые антироссийские санкции... Честно говоря, с большой тревогой наблюдаю за реакцией мирового сообщества. Мне кажется, что наши ожидания относительно расширения антироссийских санкций несколько преувеличены. Более того, имею определенный страх, то есть, чтобы не случилось обратного. Потому что, судя по всему, вчерашние наши действия не были скоординированы с партнерами на Западе. А следовательно - они не могут чувствовать себя обязанными каким-то образом симпатизировать или помогать нам, расширяя антироссийские санкции. Вся предыдущая деятельность ЕС и США сводилась к тому, чтобы сдерживать наши более решительные действия. Думаю, на дипломатическом уровне, не публично то есть, действия Украины будут даже критиковаться нашими друзьями.

Что касается последнего вопроса, то, думаю, надо решить, что если мы деэскалируем, сглаживаем ситуацию, пытаемся каким-то образом помириться с Россией, тогда, конечно, не стоит применять подобные меры. Но. Если мы хотим выполнять украинские законы, которые обязывают нас защищать страну, защищать ее от внешней агрессии — другого выбора, чем реализация системных подходов, системных мер, одна из которых — разрыв дипломатических отношений — нет”.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября