Экономика уходит в минус
События, подобные тем, что произошли накануне, всегда, в той или иной мере, влияют на экономическую ситуацию. Так, уже начали снижаться котировки российских ценных бумаг и курс российского рубля.
В Украине похожая ситуация - еврооблигации нашей страны теряют в цене на международных торговых площадках, а курс гривны на межбанковском валютном рынке в понедельник, 26 ноября, просел и подобрался к 28 гривнам за доллар. При этом в некоторых обменных пунктах наличный доллар уже перешагнул этот рубеж. Что касается черного рынка, то здесь по состоянию на середину дня 26 ноября, то есть до голосования в Раде, средний курс покупки составил уже 28,3 гривны за доллар, продажи - 28,5 гривны за доллар.
Введение военного положения может отразиться на сотрудничестве Украины с Международным валютным фондом (МВФ). Наша страна надеется получить от фонда долгожданный кредитный транш до конца 2018 года, поскольку основное требование МВФ - принятие госбюджета на 2019 год - уже выполнено (если, конечно, он устроит фонд). В 2014 году президент Петр Порошенко отказывался вводить в стране военное положение, несмотря на то, что в этом время на Донбассе велись ожесточенные бои, мотивируя это тем, что МВФ не финансирует страны, в которых действует военное положение. Вместе с тем в украинском офисе фонда заявляют, что у МВФ нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в условиях военного положения. Однако официальной позиции фонда пока нет.
Глава Национального банка Украины (НБУ) Яков Смолий успел уже заявить, что военное положение не повлияет на работу банковских учреждений. При этом регулятор 26 ноября пригласил на встречу руководителей крупнейших отечественных банков для обсуждения "подготовки банковского сектора к работе в условиях военного положения в случае его возможного введения". В частности, банкиров попросили обеспечить наполненность банкоматов наличностью, дабы пресечь возможную панику со стороны населения - по крайне мере, по данным СМИ, об этом заявили отдельные участники прошедшей встречи. При этом по словам Якова Смолия, в банковском секторе достаточно ликвидности, в связи с чем, подчеркнул он, Национальный банк не имеет оснований для введения административных мер на денежно-кредитном и валютном рынках.
Будет рост
Закономерный вопрос - как будет вести себя курс дальше?
Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран в разговоре с "Апострофом" отметил, что межбанк еще до введения военного положения показал легкую девальвацию в пределах 10 копеек.
"На официальном рынке 30-40 банков продают доллар в диапазоне 27,9-28,2 гривны, так что можно сказать, что курс почти не изменился, легкая паника есть среди тех, кто работает на черном рынке, то есть, по каким-то причинам не может обратиться в банки - там курс продажи подскочил до 28,36", - рассказал он. Таким образом, по его мнению, особой реакции нет.
По словам старшего аналитика инвестиционной компании "Альпари" Вадима Иосуба, на экономическую ситуацию и динамику курса гривны будет влиять не столько факт введения военного положения, сколько реальное развитие событий в противостоянии с Россией.
"Пойдет ли вновь обострившаяся ситуация на убыль, или, наоборот, начнет разгораться, и ухудшение ситуации будет происходить не только в акватории Азовского моря, но, может быть, перекинется на ОРДЛО и украинско-российскую границу", - сказал эксперт в комментарии изданию.
Он также отметил, что вопрос о готовности МВФ финансировать Украину во время действия военного положения, "пока остается открытым".
В отношении того, каким будет курс доллара к гривне, Вадим Иосуб спрогнозировал, что на текущей неделе он продолжит рост. "Доллар на межбанке может торговаться через неделю около 28-28,1 гривны/доллар, а наличный доллар в банках - на уровне 27,8/28,2 гривны/доллар.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко также считает, что ясности по кредитной программе МВФ нет. "Если вводится военное положение, то резко меняется бюджет страны, и он не устроит международные финансовые институты", - пояснил эксперт в комментарии "Апострофу". По его словам, недостаток валютных поступлений может означать возникновение серьезнейшего девальвационного курсового давления.
Финансовый эксперт Алексей Кущ согласен с коллегами в том, что курс доллара, скорее всего, будет расти, поскольку в условиях военного положения люди сокращают текущее потребление и увеличивают запасы.
"Поэтому всегда возникает ажиотажный спрос на традиционные продукты питания, а также на валюту, так как доллар у нас - традиционное средство хеджирования любых рисков", - рассказал он "Апострофу". При этом Алексей Кущ пояснил, что "риски перманентного обострений отношений с Россией уже заложены в действующем курсе".
Курс под контроль
Но следует понимать, что при военном положении, в принципе, неверно говорить о независимой политике регулятора. "В этой концепции должна быть "подорвана" независимость Национального банка, и при таком раскладе валютный курс просто будет контролироваться, покупка валюты затруднена - все идет на нужды армии", - заявил Олег Устенко. Другое дело, что, если всего этого не произойдет, "мы имеем дело с имитацией, а не реальным военным положением".
Алексей Кущ согласен с тезисом о том, что при режиме военного положения возможно введение административного регулирования валютного курса - особенно, "если ситуация начнет разворачиваться по критическому сценарию". "Но у Национального банка нет необходимой вертикали управления, которая могла бы обеспечить жесткое выполнение требований по административному курсу. Любое административное регулирование приведет к тому, что теневой рынок валюты, который на сегодня составляет примерно 60%, станет 99%", - сказал эксперт.
Админрегулирование курса вряд ли будет введено, но, если его все же введут, "оно не даст никаких результатов".