И вот, наконец, 30 ноября 2016 года Закон был подписан президентом, а на официальном сайте Верховной Рады появился его текст. 2 декабря закон был опубликован в газете «Голос Украины» и вступит в силу 3 декабря 2016 года, но введен в действие будет только 3 января 2017 года. Поэтому самое время изучить какие новации он несет, пишет ведущий юрист Антон Клименко на страницах издания Дело.
Электронный договор
В первую очередь следует отметить либерализацию понятия внешнеэкономического договора в Законе Украины «О внешнеэкономической деятельности». Если на текущий момент под ВЭД-договором Закон понимает материально оформленное соглашение двух или более субъектов ВЭД, то после вступления в силу Закона №1724 внешнеэкономическим договором будет считаться договоренности ВЭД-субъектов.
Как видим, из Закона «О внешнеэкономической деятельности» убирают требование оформления ВЭД-договоров на «бумажном» носителе. Это же подтверждает и обновленная ст. 6 Закона, в соответствии с которой ВЭД-договоры могут заключаться в простой письменной или электронной форме. Закон «О внешнеэкономической деятельности» прямо не конкретизирует, что именно понимается под электронным договором — обмен электронными письмами или сообщениями, либо же оформление электронного документа с его подписанием сторонами с помощью электронной цифровой подписи.
Само понятие электронного договора (сделки) в отечественном правовом поле впервые появилось осенью прошлого года в связи с принятием Закона Украины «Об электронной коммерции». Так, согласно ст. 639 Гражданского кодекса Украины, уже сейчас договор, заключенный с помощью информационно-телекоммуникационных систем, считается заключенным в письменной форме. Аналогично согласно ст. 203 ГК — письменным договором может считаться договор, заключенный в том числе с помощью обмена электронными письмами. Стоит ожидать, что законодатель дает именно такую трактовку электронному договору в сфере ВЭД.
При этом если послабление в виде возможности заключить ВЭД-договор в электронной форме коснется всех субъектов, то еще большие послабления распространятся на тех предпринимателей и предприятия, которые выполняют работы или предоставляют услуги для иностранного заказчика (осуществляют экспорт услуг).
В соответствии с изменениями, при экспорте услуг (кроме транспортных) внешнеэкономический договор может заключаться через принятие публичного предложения о соглашении (оферты) или обмен электронными сообщениями, в частности путем выставления счета (инвойса) за предоставленные услуги, в том числе в электронном виде.
В значительной степени такое нововведение будет интересно и актуально для тех украинских компаний и предпринимателей, которые работают как фрилансеры. Например, ранее многие из компаний-разработчиков для сотрудничества с сервисами Elance, ODesk (сейчас — Upwork) вынуждены были применять «транзитную» компанию-нерезидента, на счета которой поступали средства. Схожие вопросы возникали и у тех разработчиков, которые создавали приложения для IOS, поскольку условия соглашения с Apple для разработчиков также содержат множество норм и оговорок, затруднявших сотрудничество напрямую.
Теперь, после вступления в силу Закона №1724, для того чтобы подтвердить существование ВЭД-договора между фрилансером и определенным сервисом, достаточно будет:
- Зарегистрироваться на таком сервисе, соглашаясь с его условиями, сделать электронную копию (распечатать) правила пользования (в том числе той их части, которая регулирует вопросы выплаты вознаграждения);
- Представить распечатку из электронного кабинета (профиля) пользователя, в котором будет видно начисление дохода и заявка на его выплату.
Однако хотим сразу обратить внимание на тот факт, что, несмотря на шаги по либерализации отношений для фрилансеров, все равно продолжат действовать ряд требований к субъектам ВЭД. В частности, такими субъектами могут быть физлица-предприниматели (а не обычные граждане). Поэтому для того чтобы в полной мере использовать предоставленные возможности, фрилансеру, дизайнеру, фотографу или переводчику все равно придется регистрироваться в качестве предпринимателя (на общей системе налогообложения или плательщиком единого налога 3 группы).
Упрощение банковского контроля
Производным от указанных изменений в Законе «О внешнеэкономической деятельности», являются изменения, связанные с упрощением банковского контроля за сферой расчетов в ВЭД.
Во-первых, для поступления выручки от предоставления услуг в сфере ВЭД (в том числе и в отношении услуг связанных с разработкой программного обеспечения, передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), снято ограничение в 180 дней. Тому есть объяснение. Многие сервисы, которые предоставляют возможность фриланс-работы, устанавливают ограничения на сумму снятия (вывода) дохода, например, не менее определенной величины. Соответственно при низких доходах, субъект ВЭД просто не сможет получить выручку в течение 180 дней с момента передачи работы.
Во-вторых, для экспорта услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав, вообще упрощены требования к оформлению актов или иных документов, которые подтверждали бы факт передачи результатов предоставления таких услуг иностранному заказчику. По своей сути, контролирующий банк должен принимать те документы, которые подтверждают суть взаиморасчетов между сторонами (правила пользования сайтом (оферту), выписку из электронного кабинета и инвойс (требование о перечислении вознаграждения)). На сегодняшний день такие положения уже начали вводить некоторые банки.
Многие помнят появившееся чуть более года назад письмо НБУ 07.07.2015 г. №22-01012/46746, в котором НБУ подтверждал, что банк для осуществления валютного контроля должен требовать тот документ, который согласно условиям экспортного договора подтверждает предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности (например, «инвойс» (счет-фактура) или другой документ). А уже летом 2016 года череда таких изменений нашла продолжение в изменениях, которые были внесены в Инструкцию об осуществлении контроля за экспортными, импортными операциями. В инструкции также было зафиксировано, что выручка резидентов в случае экспорта работ (услуг, прав интеллектуальной собственности) подлежит зачислению в установленный срок с момента подписания Акта, удостоверяющего предоставления услуг либо счета (инвойса).
Теперь же указанные изменения закреплены и на уровне Закона. При этом согласно обновленной редакции ст. 1 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» банки имеют право требовать от резидентов перевод на украинский язык составленных на иностранном языке документов (в том числе инвойса), кроме изложенных на английском языке (либо изложенных на любом иностранном языке с одновременным изложением на украинском (английском) языках).
Как видим, с учетом вносимых изменений, документальное оформление взаимоотношений по внешнеэкономическим контрактам для ИТ-специалистов также может значительно упроститься (в том числе и в части документального подтверждения банку предмета услуг и факта их предоставления). Единственная возможность, которую оставляют банку, — затребовать выставленный нерезиденту инвойс для идентификации уже полученной на счет выручки.
Бухгалтерский учет
Наконец, последнее, но очень важное нововведение коснется сферы бухгалтерского учета. В соответствии с данным Законом значительно упрощаются требования Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» к первичным документам. В частности признается, что первичные документы являются основанием для осуществления хозяйственной операции (а не подтверждают ее осуществление как это зафиксировано сейчас), планируется уравнять в правомочности документы как в бумажной, так и электронной форме. Таким образом, когда указанные изменения вступят в силу, первичными документами (в том числе и для целей налогового учета) будут считаться договоры, счета и т.п.
Теперь после закрепления в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» нормы о том, что первичный документ не подтверждает совершение хозяйственной операции, незначительные недочеты в документах не могут влиять на непризнания хозяйственной операции, отсутствие ответственности за неотображение операции в регистрах учета и т.д., что часто становится предметом для доначисления налогов по результатам проверок ГНИ.
Кроме того, Закон предполагает, что электронные документы (в т.ч. электронные инвойсы, акты и т.п.) могут получить силу «обычных» бухгалтерских документов, даже несмотря на то, что, по сути, они будут просто электронными скан-копиями, и не будут заверены с помощью электронной цифровой подписи.
Чего ждать
Мы ожидаем, что Закон существенно упростит условия сотрудничества с иностранными заказчиками для мелких компаний или отдельных разработчиков. Достаточно будет зарегистрироваться ФЛП, присоединиться к условиям одного из сервисов и, в большинстве случаев, можно будет получать вознаграждение за выполненные работы, миную посредников.
Кроме того, Закон либерализирует требования к бухгалтерскому учету, это позволит значительно ослабить те налоговые риски, которые имеют место сейчас при оформлении отдельных первичных документов, то есть, снизить риски доначисления налогов ГНИ по результатам налоговых проверок.
В связи с этим, внедрение Закона и его положений на практике, должно более чем положительно сказаться на упрощении ведения бизнеса в информационной сфере, упрощении доступа украинских ИТ-специалистов на международный рынок.