Ресурс Hyser попытался разобраться, как менялась зарплата украинских слуг народа на протяжении последних 16 лет, и выяснил, что наши нардепы, оказывается, одни из самых бедных в Европе.
«Случайный» проект
Повышение зарплат заложили сразу до 36 тыс. грн (в соцсетях скачок прозвали «евроинтеграцией в действии» — при том, что еще осенью 2014-го зарплата составляла 6,5 тыс. грн, а весной 2016-го «подскочила» до нынешних 17,5 тыс. грн).
Норму замаскировали в невинном с виду постановлении, а плохую шутку сыграла привычка депутатов не читать свои же проекты. «Я был против этого изначально, — сказал один из соавторов, «фронтовик» Александр Горбунов. — Жаль, что Алексей Мушак и Иван Крулько, инициаторы постановления, меня не услышали».
У Мушака свои аргументы. «Это — повышение цены депутатского голоса: те, кто против, хотят иметь «ручных» депутатов в Раде, скупая их за бесценок», — сказал он. Кстати, не факт, что депутаты получат все 36 тыс. грн на руки: их хотят активно штрафовать за прогулы и «депутатское пианино». «Голосуешь за другого — штраф. Забыл отметиться — тоже. Причем санкции должны быть существенными», — сказал один из нардепов. Впрочем, штрафуют и сейчас, за лето, как уверял спикер Андрей Парубий, «обилетили» на 1,5 млн грн. Пока штраф минимальный — за один прогул с депутата снимают дневную зарплату (700 грн).
Как менялись зарплаты нардепов
Три закона на миллион
Всего на Раду в этом году закладывалось 943 млн грн, а в 2017 году — уже 987 млн грн. Много ли это, вопрос: сумма эквивалентна 1 тыс. грузовых вагонов или капремонту 40 км трассы Одесса — Рени, оказавшейся не по зубам Михаилу Саакашвили. При этом зарплату врачам планируют поднять с 2017-го, всего на 20% — в среднем до 7 тыс. грн.
При этом зарплата нардепов (во всяком случае, нынешняя) в структуре расходов — не самая большая сумма: наибольший «вес» в бюджете Рады имеет сумма на подготовку законов. В среднем в год регистрируется порядка 1300 законопроектов, а на их подготовку и аналитическое сопровождение аппарат Рады тратит 424 млн грн. Вывод: каждый проект (в том числе непроходной, а таковых 74%) обходится налогоплательщику в 325 тыс. грн. «Они и не стесняются писать эти законопроекты десятками, о какой-либо экономии там речи нет, — сказал политтехнолог Андрей Золотарев. — А сама тема повышения депутатских зарплат — технология отвлечения внимания от других проблем бюджета».
«Почему они начинают повышение с себя?»
Депутатам можно было бы поднять зарплату, но только после существенного повышения пенсий и зарплат остальным украинцам, считает врач скорой из Днепра Лилия Шевченко: «Согласна, что законодатели должны получать достойную зарплату. Но почему начинают с себя? Они и без того небедные люди, у многих есть дополнительные источники доходов. А медицина как была обижена, так и осталась. Врачи скорой работают в постоянном стрессе за копеечную зарплату. Начинающий врач должен получать не меньше 10 тыс. грн. А когда становится опытнее, то и зарплата должна расти. А сейчас начальный оклад — 2300 грн, врачи с большим стажем получают 5–6 тыс. грн».
Большинство опрошенных нардепов отказались прямо называть сумму, которую считают достойной зарплатой. Неофициально говорили, что в месяц тратят на семью от 100 до 200 тыс. грн. «Большинству вообще можно не платить — в их декларациях отражены миллионы, хотя неясно, как они стали миллионерами. Для остальных сегодняшней зарплаты (17,5 тыс. грн) было бы достаточно, если сравнивать ее с зарплатой инженера в Днепропетровске (4–6 тыс. грн)», — считает один из соавторов постановления о повышении зарплат Иван Куличенко. Правда, почему этот вопрос все же возник, депутат отвечать отказался.
Самыми «бедными» в Европе оказались законодатели из Болгарии. Они получают всего 16 тыс. евро в год. И теперь могут смело завидовать украинским нардепам.
А самые высокооплачиваемые парламентарии ЕС трудятся в Италии. Итальянский депутат в год зарабатывает около 175 тыс. евро, что практически в пять раз больше, чем средняя зарплата по стране. Правда, в эту баснословную сумму входит, кроме самой зарплаты, компенсация на жилье в Риме, где стоимость отеля или снимаемой квартиры обойдется в 3,5 тыс. евро в месяц. Еще около 3,7 тыс. они получают на осуществление своей публичной деятельности, 3100 евро в год – на телефонные разговоры. Еще компенсируется служебное авто с мигалкой и водителем, бесплатные поездки на ж/д-транспорте и в самолетах, медстраховка, депутаты могут бесплатно ходить в театры, кинозалы и вип-ложи на любом стадионе, для них предусмотрен бесплатный спа-салон и столовая с баром в здании парламента. А супруге депутата выплачивают 150 евро в месяц на услуги парикмахера.
В мире же выгодней всего писать законы в Австралии, там зарплаты парламентариев стартуют от $201 тыс. в год. На втором месте идет Нигерия —местные депутаты, по данным журнала Economist, получают даже больше итальянских коллег — $189,5 тыс. в год. В пятерку самых высокооплачиваемых также попали депутаты США со своими $174 тысячами и бразильские законодатели с получкой $157 тыс. в год.
А вот меньше всего платят в азиатских странах. В Пакистане законодатели
получают $3,5 тыс. в год, в Бангладеш — $4 тыс., а в Шри Ланке — $5100.
Если сравнить зарплаты евродепутатов с доходами населения в их странах, то в среднем получим разницу в 1,2-5 раз. В Украине зарплата нардепов отличается от средней по стране в 3,3 раза (по состоянию на август 2016 года). А вот после повышения разница будет семикратной, что как-то совсем не-европейски.