Об этом заявил бывший и.о. премьер-министра Украины, экс-глава Нацбанка Сергей Арбузов.
По его словам, основной регулятор страны своими действиями и инструментами фактически поставил Украину в условия полной зависимости от средств и политики МВФ.
«Финансовая ситуация в стране такая, что без кредитов МВФ Украине грозит реальный дефолт. Растрата 14 тон золотовалютного резерва за месяц — это катастрофа для экономики. И это при том, что дефицит ВВП составляет 10%. Это означает, что страна не развивается из-за нарушения пропорции экспорта-импорта. Отсюда, бешеное падение курса национальной валюты и одновременный рост на товары и услуги. То есть, население фактически теряет дважды: на падении курса и резком росте цен на товары и услуги», — сказал политик.
При этом он отметил, что в 2012-2013 году НБУ также прибегал к использованию золотовалютных резервов для поддержания стабильности экономики, однако тогда за год было потрачено всего $5 млрд.
«В 2012-2013 году на стабилизацию курса и снижение паники у населения было потрачено всего $5 млрд. При этом курс был стабилен, население нам верило. Если посмотреть на статистку — как росли вклады населения за последние три года и как быстро они покинули банки за эти полгода, — можно сделать соответствующие выводы. Кроме того, были предприняты меры по предупреждению спекуляций на черном рынке, в частности, была введена паспортизация при обмене валют. Тогда нам удалось достигнуть положительных результатов и успокоить ситуацию. Сейчас же, искусственное ограничение продажи валюты как раз и стимулирует теневой рынок. Такие шаги могли предпринять только люди, которые с этим никогда не сталкивались, и не имеют опыта успокоения кризиса», — сказал Арбузов.
Кроме того, он отметил, что для увеличения золотовалютных резервов, Нацбанку необходимо использовать золото как инвестиционный актив.
«Нацбанк может самостоятельно скупать золото для увеличения своих резервов. В свое время мы активно использовали эту практику. В частности, скупали лом и золотые слитки, которых в Украине достаточно много. Таким образом, только за год мы увеличили объем золотовалютного резерва на 8%. Кроме того, и у населения возник интерес к драгоценным металлам, а не иностранной валюте», — отметил Арбузов.