Чиновники упорно игнорируют активистов. Ни одно из трех десятков писем, направленных в Кабмин, так и не дало результатов. А молодые добровольцы в зоне АТО, между тем, продолжают гибнуть по одной простой и очень печальной причине: они совершенно не обучены азам военного дела и навыкам выживания в экстремальных условиях. За двадцать три года независимости Украины на такой аспект просто никто не обращал внимания.
«Самое интересное, что на наши обращения не реагируют даже в Министерстве молодежи и спорта — в ведомстве, которому по статусу положено заниматься молодежью, в том числе ее военно-патриотической и полевой подготовкой, — сокрушается Олег Бегеба. — И, напомню, его возглавляет человек, выдвинутый Майданом. Ему ли этого не понимать? В стране — война. В такой ситуации обучение военному делу и поднятие патриотического духа среди подростков и молодежи — одна из самых актуальных задач для государства. Это понимают и в соседней Белоруссии, и в России — и там, и там военно-патриотическое воспитание на очень высоком уровне. У нас же существуют разрозненные небольшие организации, часть из них коммерческие, часть — что-то вроде ролевых военных игр, еще часть — заточена на обучении экстремальному выживанию. Но цельной серьезной организации, равно как и единой полноценной государственной программы, как таковой нет. Сейчас мы пытаемся обратить на это внимание, сдвинуть дело с мертвой точки. Однако глава Минспорта Булатов даже не сумел выделить нам время, чтоб поговорить основательно. У него в кабинете постоянно кто-то находился. В итоге он нас адресовал к уже написанной раньше, в 2009-м году, программе военно-патриотического воспитания молодежи — мол, зачем что-то еще создавать?»
Такая программа и впрямь существует, мероприятия расписаны по профильным министерствам, в их бюджеты ежегодно прописывается строчка «военно-патриотическое воспитание, рассказывает наш собеседник. «И что? За все это время ни один ее пункт так и не был выполнен, — говорит Бегеба. — По одной простой причине: не было и нет единого ядра и идеологической основы, а также нет контроля за тем, кто из чиновников и что именно обязан сделать, на каком уровне, почему не сделал, куда и как расходуются средства».
Активисты с Майдана предлагают свой выход из ситуации: использовать уже имеющуюся молодежную организацию, возникшую на Майдане (уж ей-то патриотического настроя не занимать!) и на базе бывшего ДОСААФ (сейчас эта организация называется ТСО: «Товариство сприяння обороні») начать военную подготовку молодых людей по всей Украине.
В ТСО есть свои аэродромы, лагеря, полигоны. Есть техника. Но — плохо с инструкторами. В то же время в Украине достаточно людей, имеющих боевой опыт и готовых им поделиться: от участников боевых действий на чужих территориях (их у нас больше 120 тысяч) до демобилизовавшихся бойцов АТО.
«Те, кто возвращается с нашей, украинской войны, готовы помогать молодежи в приобретении опыта. Духовную составляющую вызвалась взять на себя Украинская православная церковь. Остается только одно: политическая воля, проявленная органами власти. А вот ее-то пока мы, увы, не видим. Между тем, время идет, боевые действия продолжаются. В такой ситуации каждый потерянный день может стоить очень дорого», — заключает Олег Бегеба.