05:04

пятница,
19 апреля

Публикации Країна Суспільство

«Укрпочту» подводят к банкротству - эксперт

20.06.2014 / 12:54
«Укрпочту» подводят к банкротству - эксперт
Источник: dumskaya.net
Не первую неделю в СМИ звучит информация о том, что дела в «Укрпочте» более чем плачевны. Предприятие погрязло в долгах и непогашенных кредитах, несет убытки, исчисляемые сотнями миллионов гривен, при этом оно – неконкурентоспособно на рынке. Напрашивается вывод: не сегодня-завтра главного в Украине игрока на рынке связи того и гляди объявят банкротом

 

В то же время эксперты убеждены — с предприятием все в порядке — разговоры о банкротстве не имеют под собой объективных оснований.


Потерять связь с миром

Кто и почему вставляет палки в колеса государственному монополисту и усиленно портит ему репутацию? Что это: результат непрофессионализма — или стремление умышленно довести предприятие до банкротства? «Взгляд» искал ответы на эти вопросы.

Разумеется, тема банкротства «Укрпочты» не на шутку будоражит общественность — причем, не только контрагентов и бизнес-партнеров «Укрпочты». Нервничают и простые украинцы — особенно в сельской местности (до 80% всех отделений «Укрпочты» находится в украинских деревнях и селах, в том числе весьма труднодоступных).

Десятки миллионов людей привыкли на почте получать пенсии, переводы, отправлять посылки. Продолжает существовать и подписка на газеты-журналы. Мало того — в отделении при оказии можно купить не только свежий номер периодики или конверты, но множество полезных в быту мелочей — от туалетного мыла до канцтоваров. Попутная реализация товаров народного потребления в отделениях практикуется уже много лет. И что же теперь будет, если почта закроется? — задается резонным вопросом среднестатистический украинский селянин. Можно сказать, вся связь с миром пропадет.

Три рецепта от директора

Любопытно, что источник этой волнующей информации постоянно один: официальная дирекция «Укрпочты» во главе с и.о. Гендиректора Михаилом Панькивым (бывший исполнительный директор «Мист Экспресс»). На очередном брифинге в Кабмине в конце мая первое лицо «Укрпочты» признал: предприятие — на грани банкротства. И — озвучил рецепты спасения.

Во-первых, многие отделения по стране (особенно — сельские) отдать во франчайзинг (ведение профильного бизнеса под именем головной структуры) местным предпринимателям. Выражаясь простым языком, местные бизнесмены получают право пользоваться помещениями отделений, ведомственным транспортом, нанимать людей и оплачивать труд персонала. То есть, вести на этой базе бизнес по своему усмотрению, но — не забывать при этом, что они еще и немножко почта. За то, что они сохранят основной («почтовый») профиль отделения, «Укрпочта» готова платить им за каждую специфическую полезную операцию (доставку-отправку посылок, выплату пенсий и пр.).

Теоретически, это может вдохнуть вторую жизнь в сельские отделения, которые много лет не видели ремонтов и уже давно нуждаются хоть в какой-то технологической модернизации. У самого же ведомства на это денег нет — по оценкам экспертов, ремонт каждого отделения может обойтись в 0,5-2 млн гривен.

Второй рецепт — отдать сортировку, хранение и доставку корреспонденции по стране в ведение (аутсорсинг) некоей коммерческой структуре, у которой и машины хорошие, и персонал попроворнее. Львиная доля автопарка «Укрпочты» и впрямь давно требует замены: перевозить корреспонденцию на допотопных «Камазах» не только мучительно сложно и даже опасно, но и примитивно дорого. Куда комфортнее на современных автомобилях типа «МАN».

Наконец, третье предложение: предложить крупным клиентам «Укрпочты» самостоятельно работать с корреспонденцией (сортировать, упаковывать и пр.) — за дополнительную немалую скидку.

Около 10 тысяч почтальонов могут остаться без работы

Анатомия разрушения

С одной стороны, такие инициативы «почтового» руководства выглядят вполне логичными. Автопарк плохой и заменить его нечем, отделения разваливаются и — опять же — денег на ремонт нет. Наконец, если не хватает рабочих рук — почему не предложить самим клиентам разбираться с их же корреспонденцией?

Однако эксперты рынка видят во всем этом стремление не столько вывести предприятие из сложного положения, сколько — напротив — утопить его еще больше.

«Начнем с того, что „Укрпочта“ — никакой не банкрот, — рассказал нам в экслюзивном интервью эксзамгендиректора предприятия Геннадий Вовк. — Да, предприятию сегодня не просто, как и любому другому в нашей стране. Времена нынче напряженные. Однако ни просроченных кредитных долгов, ни безвылазно тяжелого финансового положения нет. Это все миф».

«Укрпочта» достаточно бодро работает, приносит прибыль, обслуживает кредиты. Важный акцент: предприятие не нуждается в госдотациях, оно способно прокормить себя самостоятельно. Зачем распространять о том, что оно «дышит на ладан», да еще и из уст гендиректора? Вопрос резонный. Складывается впечатление, что кому-то это очень интересно«, — говорит эксперт.

Весть о том, что партнер на грани банкротства наверняка вызовет нездоровую панику среди контрагентов «Укрпочты», рассуждает эксперт. Результат: чтобы сохранить свои деньги, многие из них — на всякий случай — могут разорвать отношения с государственным монополистом. Взамен — тут же заключат договора с конкурентами (услуги-то актуальные!).

«Очень показательный момент с отделом по взаимодействию с международными клиентами, который до недавнего времени существовал в „Укрпочте“, — рассказывает Геннадий. — Это очень интересный и принципиальный сегмент — международная почтовая связь. И очень перспективный. За ним — будущее. В Украине, кроме „Укрпочты“, таковым занимается еще одна компания. Все».

Однако новый топ-менеджмент, пришедший на смену прежней команде, вместо того, чтобы поддержать направление, попросту... расформировал весь отдел, пояснил Геннадий. «Подобные действия, вне сомнения, ведут предприятие к убыткам: напуганные партнеры разбегаются, новые направления сворачиваются. Так и впрямь недолго до банкротства», — говорит он.

А рецепты, которые озвучил общественности и.о. гендиректора, вообще неосуществимы, в ближайшие год-два, убежден Г. Вовк.

«Какой же предприниматель возьмется себе такую обузу — полуразвалившиеся почтовые отделения? И что он будет делать? Пенсии выплачивать? — звучит смешно. Для того, чтоб привлечь в структуру бизнес, отделения необходимо модернизировать, имидж — поднять, стандартизировать бизнес процессы».

Что касается идеи привлечь постороннего перевозчика на современных автомобилях — у нее тоже пока нет будущего, считает эксперт.

«Получается, крупнейший почтовый оператор с государственным статусом будет зависеть от возможностей или желания кого-то со стороны? А вдруг этот коммерческий партнер передумает работать и внезапно не выедет в рейсы? Логистика „Укрпочты“ масштабна, такого количества отделений (их около 13 тыс.) и сортировочных станций ни у кого нету. Если прерывается сообщение, жизнь на почте тут же умирает. Это слишком рискованно. Можно поступить гораздо проще, но надежнее: от имени госпредприятия выйти на международный уровень и договориться о том, чтобы, например, взять на льготных беспошлинных условиях автомобили для предприятия (как, например, это было со „Скорыми“). Статус государственного оператора это вполне позволяет. Тем более, что „Укрпочта“ несет — в первую очередь — социальную миссию». А после этого наоборот оказывать частным почтовым опереторам услуги по перевозке.

Наконец, попытки предложить клиентам самим работать с корреспонденцией за определенные скидки тоже выглядят сомнительными, считает наш собеседник.

«Сейчас загруженность работников „Укрпочты“ невелика, зарплата — мизерная. Почему не дать поработать персоналу, заработать? Ответ может быть только один — клиенты, которые будут получать скидки, явно не „с улицы“».

Развалить и завладеть?

По мнению Г. Вовка, все рецепты спасения ведомства, озвученные Михаилом Панькивым, не могут быть осуществлены в ближайшее время. Во-первых, потому, что предприятие к таким переменам просто не готово, а, во-вторых — подобные новшества спровоцируют тотальную «оптимизацию» — увольнение тысяч почтальонов. Сам Панькив, к слову, называл число до десяти тысяч.

«Зачем же тогда организовывать все это и убедительно озвучивать на самом высоком уровне? — задается вопросом Геннадий Вовк. — Да еще и при том, что спасти от банкротства пытаются предприятие, которое, по сути, не является банкротом. Тут может быть два объяснения. Либо люди, озвучивающие меры по спасению, далеки от реальности — тут остается усомниться в их компетентности. Либо — под ширмой выдуманных проблем, которые вложены в уши общественности, чиновникам в Кабмине и пр., предприятие умышленно банкротят — с тем, чтобы позже купить его за гроши. Кусок-то лакомый: „Укрпочта“ — предприятие, уникальное по своим возможностям. У меня нет прямых доказательств, но налицо — старая классическая схема доведения до банкротства. Обидно, если так оно и есть, и обидно, что эта схема продолжает работать. Ведь в конечном итоге пострадают от этого простые люди. Окажись на месте „Укрпочты“ какой-то новый монополист — уже не государственный, а коммерческий, цены на его услуг взлетят в разы и вряд ли он будет оказывать социально важные и одновременно убыточные услуги, такие как, например, подписка на газеты и доставка корреспонденции в каждое село».

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
18 апреля
17 апреля