13:43

воскресенье,
22 декабря

Нацбанк хотят сделать «виноватой невесткой»

17.02.2014 / 11:26 1
Нацбанк хотят сделать «виноватой невесткой»
Дестабилизация курса гривны, которую мы наблюдаем последние три недели, породила извечный вопрос: «Кто виноват?». И виновный нашелся сразу, что называется, «не отходя от кассы».

В СМИ сразу стала гулять версия, что это, мол, Нацбанк раздал  банкам кредитов на несколько десятков миллиардов гривен и вот курс они, как раз, и обвалили, заработав на этом кучу денег.

При этом некоторые СМИ и,  что хуже, некоторые личности, которых, по недоразумению, называют экономическими экспертами, ссылаются на непонятно откуда взятые цифры об объемах рефинансирования банков, осуществленного Нацбанком.  Хотя тот, в силу обязательств перед МВФ, обнародует  достаточно детальную, в большинстве своем, ежедневную статистику все своих операций. Поэтому каждый, при желании, может сам проверить, когда и на какую сумму выделялось рефинансирование Нацбанком.

Мы еще вернемся к этим цифрам, а сейчас попробуем напомнить ретроспективу событий прошлого года. Население, несмотря на апокалиптические прогнозы некоторых изданий, на протяжении всего года увеличивало остатки на депозитных счетах. В целом, в 2013 году, был побит абсолютный рекорд размера остатков на депозитных счетах физлиц и их прирост за один год. Граждане увеличили свои вклады на 71,4 миллиарда гривен. На конец прошлого года остатки на депозитных счетах составили 437,2 миллиарда гривен. Причем, что наиболее показательно, остатки по вкладам в гривнах увеличились  на 69,9 миллиардов гривен.

Эта тенденция продолжилась, даже когда в ноябре начала резко обостряться политическая ситуация в стране – граждане продолжали увеличивать остатки по депозитам, и именно в гривне. Так, в ноябре вклады в целом увеличились на 4,9 миллиарда гривен.  При этом, в гривнах вклады увеличились на 5,6 миллиардов гривен, а иностранных валютах –
уменьшились на сумму эквивалентную 748  миллионов гривен. Такая же картина наблюдалась и в декабре. Всего остатки по вкладам  увеличились на 1,5 миллиардов гривен. Но вклады в гривнах увеличились на 3 миллиарда гривен, а в иностранных – уменьшились на 1,5 миллиарда.

О том, что население сохраняло доверие к банковской системе и национальной валюте, вплоть до ноября месяца, может говорить и тот факт, что за первые десять месяцев 2013 года превышение покупки иностранной валюты  над ее продажей физлицами составило всего 1,17 миллиардов долларов. При том, что за этот период физлица продали иностранной валюты на сумму 13,89 миллиардов долларов, а купили – 15,06 миллиарда долларов США. 

Для сравнения, в 2012 году, за период с января по октябрь, население продало – 12,5 миллиардов долларов, а купило – 20,8 миллиардов долларов.

После дестабилизации политической ситуации в ноябре спрос на иностранную валюту существенно увеличился. За два последних месяца прошлого года  граждане купили 4,2 миллиарда долларов, а продали – 2,5 миллиарда долларов.
 
Теперь же вернемся к «виновному во всем» Нацбанку. С целью недопущения паники на валютном рынке, возникшей после обострения политической ситуации в стране, тот  сразу начал проводить активные валютные интервенции на межбанковском валютном рынке. В ноябре на эти цели регулятором  было потрачено 800 миллиона долларов, а в декабре – 942 милиона долларов.  Благодаря этому, курс гривны на межбанковском валютном рынке ослаб за этот период буквально на десятые доли процента.

Ситуацию на валютном рынке Нацбанк полностью контролировал вплоть до 20 января текущего года. Что даже может вызывать некоторое удивление. Так как нигде в мире политический кризис не способствует стабильности курса национальной валюты. А в Украине ситуация на валютном рынке сохранялась относительно спокойной на протяжении двух месяцев (с начала третьей декады ноября по начало третьей декады января). 

И лишь после того, как начались практически боевые действия на улице Грушевского в Киеве, паника охватила бизнес. Компании стали массово  выводить деньги из страны. Остатки на гривневых счетах предприятий в январе уменьшились более чем на 9 миллиардов гривен. Притом что гривневые вклады граждан уменьшились всего на 900 миллионов гривен.

Нацбанку, в январе, для того  чтобы не допустить совсем уж неконтролируемой ситуации пришлось бросить на стабилизацию ситуации столько же, сколько он потратил  в последние два месяца прошлого года.  Всего его интервенции на межбанковском рынке в январе составили  1,74 миллиардов долларов.
       
И здесь вернемся к обвинению в адрес Нацбанка, что тот, де-якобы, выдал банкам кредитов в конце прошлого года и начале этого чуть ли не 30 миллиардов гривен, которые и привели к снижению курса гривны.  Подобное утверждение показывает или неосведомленность в купе с непрофессионализм, или умышленную дезинформацию, которую используют в политических целях.  

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, сначала следует дать некоторое пояснение.
С момента обострения политического кризиса в ноябре прошлого года, и с  учетом возникшей паники, Нацбанк должен был решать две задачи. С одной стороны,  не допустить паники на валютном рынке, с другой –  предоставить банкам дополнительную денежную ликвидность, чтобы те демонстрировали клиентам свою способность своевременно проводить операции по первому их требованию.  С учетом этих в некотором роде разнонаправленных задач Нацбанк поддерживал ликвидность банков очень осторожно.    

Вообще, для поддержания ликвидности банков, Нацбанк использует три основных инструмента. Во-первых, это постоянно действующие линии рефинансирования (так называемые, кредиты овернайт). Эти деньги выделяются исключительно для выполнения банками норматива ежедневного резервирования средств на коррсчете в НБУ. Они выделяются им в конце банковского дня и остаются на коррсчете в Нацбанке, и первым же платежом в начале следующего банковского дня возвращаются назад. Таким образом, эти деньги никоим образом не могут быть использованы для покупки валюты. В ноябре прошлого года таких кредитов овернайт было выдано на сумму 0,84 миллиардов гривен, в декабре – 16,5 миллиарда гривен. В январе текущего года – 2,34 миллиарда гривен, и за первые тринадцать дней  февраля – 0,64 миллиарда гривен.

Во-вторых, это рефинансирование через тендеры  по поддержанию ликвидности банков. С начала ноября прошлого года  и по 13 февраля текущего года банкам было выделено  всего 7,38 млрд грн. Большая часть этих средств выделялась на срок  от 9 до 30 дней и уже возвращена регулятору.

И в-третьих, выкуп у банков ОВГЗ. Так вот, с начала ноября прошлого года портфель облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) у банков вообще увеличился.  Если на 1 ноября 2013 года он составлял 76,7 миллиардов гривен, то по состоянию на 14 февраля – 81 миллиардов гривен. То есть в этом случае банки не увеличивали, а уменьшали свои свободные средства, которые они могли бы использовать на покупку иностранной валюты.   

Таким образом, за дестабилизацию курса гривны, которое мы наблюдаем в последнее время, мы в первую очередь можем «поблагодарить»  коммерческие предприятия, которые спровоцировали панику на валютном рынке, а отнюдь не Нацбанк.
Хотя и их винить вряд ли можно. Бизнес и банки могут развиваться лишь в условиях политической стабильности  и уверенности в завтрашнем  дне. В условиях же длительной политической дестабилизации  компании не готовы инвестировать деньги в развитие экономики страны, а банки – кого-либо кредитовать.

Поэтому причину ослабления  гривны следует искать не «во всем и всегда виноватой невестке» в лице Нацбанка, а в том политическом хаосе, который мы наблюдаем. И чем дольше будет сохраняться подобная политическая ситуация, не говоря уже об ее ухудшении, тем меньше будет возможностей удержать экономику от коллапса и  гривну – от полного обвала.

Нацбанк хотят сделать «виноватой невесткой»

 

 

Дестабилизация курса гривны, которую мы наблюдаем последние три недели, породила извечный вопрос: «Кто виноват?». И виновный нашелся сразу, что называется, «не отходя от кассы».

 

В СМИ сразу стала гулять версия, что это, мол, Нацбанк раздал банкам кредитов на несколько десятков миллиардов гривен и вот курс они, как раз, и обвалили, заработав на этом кучу денег.

 

При этом некоторые СМИ и, что хуже, некоторые личности, которых, по недоразумению, называют экономическими экспертами, ссылаются на непонятно откуда взятые цифры об объемах рефинансирования банков, осуществленного Нацбанком. Хотя тот, в силу обязательств перед МВФ, обнародует достаточно детальную, в большинстве своем, ежедневную статистику все своих операций. Поэтому каждый, при желании, может сам проверить, когда и на какую сумму выделялось рефинансирование Нацбанком.

 

Мы еще вернемся к этим цифрам, а сейчас попробуем напомнить ретроспективу событий прошлого года. Население, несмотря на апокалиптические прогнозы некоторых изданий, на протяжении всего года увеличивало остатки на депозитных счетах. В целом, в 2013 году, был побит абсолютный рекорд размера остатков на депозитных счетах физлиц и их прирост за один год. Граждане увеличили свои вклады на 71,4 миллиарда гривен. На конец прошлого года остатки на депозитных счетах составили 437,2 миллиарда гривен. Причем, что наиболее показательно, остатки по вкладам в гривнах увеличились на 69,9 миллиардов гривен.

 

Эта тенденция продолжилась, даже когда в ноябре начала резко обостряться политическая ситуация в стране – граждане продолжали увеличивать остатки по депозитам, и именно в гривне. Так, в ноябре вклады в целом увеличились на 4,9 миллиарда гривен. При этом, в гривнах вклады увеличились на 5,6 миллиардов гривен, а иностранных валютах –

уменьшились на сумму эквивалентную 748 миллионов гривен. Такая же картина наблюдалась и в декабре. Всего остатки по вкладам увеличились на 1,5 миллиардов гривен. Но вклады в гривнах увеличились на 3 миллиарда гривен, а в иностранных – уменьшились на 1,5 миллиарда.

 

О том, что население сохраняло доверие к банковской системе и национальной валюте, вплоть до ноября месяца, может говорить и тот факт, что за первые десять месяцев 2013 года превышение покупки иностранной валюты над ее продажей физлицами составило всего 1,17 миллиардов долларов. При том, что за этот период физлица продали иностранной валюты на сумму 13,89 миллиардов долларов, а купили – 15,06 миллиарда долларов США.

 

Для сравнения, в 2012 году, за период с января по октябрь, население продало – 12,5 миллиардов долларов, а купило – 20,8 миллиардов долларов.

 

После дестабилизации политической ситуации в ноябре спрос на иностранную валюту существенно увеличился. За два последних месяца прошлого года граждане купили 4,2 миллиарда долларов, а продали – 2,5 миллиарда долларов.

 

Теперь же вернемся к «виновному во всем» Нацбанку. С целью недопущения паники на валютном рынке, возникшей после обострения политической ситуации в стране, тот сразу начал проводить активные валютные интервенции на межбанковском валютном рынке. В ноябре на эти цели регулятором было потрачено 800 миллиона долларов, а в декабре – 942 милиона долларов. Благодаря этому, курс гривны на межбанковском валютном рынке ослаб за этот период буквально на десятые доли процента.

 

Ситуацию на валютном рынке Нацбанк полностью контролировал вплоть до 20 января текущего года. Что даже может вызывать некоторое удивление. Так как нигде в мире политический кризис не способствует стабильности курса национальной валюты. А в Украине ситуация на валютном рынке сохранялась относительно спокойной на протяжении двух месяцев (с начала третьей декады ноября по начало третьей декады января).

 

И лишь после того, как начались практически боевые действия на улице Грушевского в Киеве, паника охватила бизнес. Компании стали массово выводить деньги из страны. Остатки на гривневых счетах предприятий в январе уменьшились более чем на 9 миллиардов гривен. Притом что гривневые вклады граждан уменьшились всего на 900 миллионов гривен.

 

Нацбанку, в январе, для того чтобы не допустить совсем уж неконтролируемой ситуации пришлось бросить на стабилизацию ситуации столько же, сколько он потратил в последние два месяца прошлого года. Всего его интервенции на межбанковском рынке в январе составили 1,74 миллиардов долларов.

 

И здесь вернемся к обвинению в адрес Нацбанка, что тот, де-якобы, выдал банкам кредитов в конце прошлого года и начале этого чуть ли не 30 миллиардов гривен, которые и привели к снижению курса гривны. Подобное утверждение показывает или неосведомленность в купе с непрофессионализм, или умышленную дезинформацию, которую используют в политических целях.

 

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, сначала следует дать некоторое пояснение.

С момента обострения политического кризиса в ноябре прошлого года, и с учетом возникшей паники, Нацбанк должен был решать две задачи. С одной стороны, не допустить паники на валютном рынке, с другой – предоставить банкам дополнительную денежную ликвидность, чтобы те демонстрировали клиентам свою способность своевременно проводить операции по первому их требованию. С учетом этих в некотором роде разнонаправленных задач Нацбанк поддерживал ликвидность банков очень осторожно.

 

Вообще, для поддержания ликвидности банков, Нацбанк использует три основных инструмента. Во-первых, это постоянно действующие линии рефинансирования (так называемые, кредиты овернайт). Эти деньги выделяются исключительно для выполнения банками норматива ежедневного резервирования средств на коррсчете в НБУ. Они выделяются им в конце банковского дня и остаются на коррсчете в Нацбанке, и первым же платежом в начале следующего банковского дня возвращаются назад. Таким образом, эти деньги никоим образом не могут быть использованы для покупки валюты. В ноябре прошлого года таких кредитов овернайт было выдано на сумму 0,84 миллиардов гривен, в декабре – 16,5 миллиарда гривен. В январе текущего года – 2,34 миллиарда гривен, и за первые тринадцать дней февраля – 0,64 миллиарда гривен.

 

Во-вторых, это рефинансирование через тендеры по поддержанию ликвидности банков.

С начала ноября прошлого года и по 13 февраля текущего года банкам было выделено всего 7,38 млрд грн. Большая часть этих средств выделялась на срок от 9 до 30 дней и уже возвращена регулятору.

 

И в-третьих, выкуп у банков ОВГЗ. Так вот, с начала ноября прошлого года портфель облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) у банков вообще увеличился. Если на 1 ноября 2013 года он составлял 76,7 миллиардов гривен, то по состоянию на 14 февраля – 81 миллиардов гривен. То есть в этом случае банки не увеличивали, а уменьшали свои свободные средства, которые они могли бы использовать на покупку иностранной валюты.

 

Таким образом, за дестабилизацию курса гривны, которое мы наблюдаем в последнее время, мы в первую очередь можем «поблагодарить» коммерческие предприятия, которые спровоцировали панику на валютном рынке, а отнюдь не Нацбанк.

Хотя и их винить вряд ли можно. Бизнес и банки могут развиваться лишь в условиях политической стабильности и уверенности в завтрашнем дне. В условиях же длительной политической дестабилизации компании не готовы инвестировать деньги в развитие экономики страны, а банки – кого-либо кредитовать.

 

Поэтому причину ослабления гривны следует искать не «во всем и всегда виноватой невестке» в лице Нацбанка, а в том политическом хаосе, который мы наблюдаем. И чем дольше будет сохраняться подобная политическая ситуация, не говоря уже об ее ухудшении, тем меньше будет возможностей удержать экономику от коллапса и гривну – от полного обвала.

 

 

 

Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Антон Смелов 18 февраля 2014, 11:43

Комментарий удален

22 декабря
21 декабря
20 декабря