Церковь с пафосным названием «Победа» в этом году отмечает 20-летний юбилей, однако лишь сейчас она стала конкурентом скандально известного «Посольства божьего» Сандея Аделаджи. Тысячи киевлян идут сюда молиться и несут деньги, причем немалые.
Пожертвования —
в банках из-под селедки
Церковь «Победа» находится на ул. Оранжерейной, 3 — через дорогу от Лукьяновского кладбища. В зале около полутора тысяч прихожан. На сцене несколько солистов и хор женщин в белых блузах: песнопения мало чем отличаются от тех, что исполняют в «Посольстве» Аделаджи. Между рядами стульев, шатаясь и пританцовывая с полузакрытыми глазами и поднятыми к сцене ладонями, подпевают адепты: молодые и старые, бедно одетые и наоборот.
— Кто жаждет что-то изменить в своей жизни? — вопрошает пастырь со сцены. — Наша конференция, которая состоится в ближайшие дни, даст нам такую возможность. Но ее организация требует больших затрат... Давайте пожертвуем на организацию конференции — кто сколько может.
По рядам запускают пластиковые ведерки из-под селедки, в крышках прорезаны щели для купюр. Затем пастырь вызывает к сцене тех, кто вносит, помимо десятины, немалую ежегодную лепту — $500. Выбегают человек пятнадцать — за них все молятся отдельно.
Запрещают
святить куличи
После сбора пожертвований — двухчасовая проповедь. На сцену выходит женщина (платье в горошек) и начинает отчитывать тех, кто собирается 5 мая... посвятить в православной церкви пасхальные куличи.
— Все, кто хочет пойти посвятить пасхи и одновременно ходить в нашу церковь, находятся в неопределенном и опасном положении, — предупреждает пастор. — Пришло время определиться. Двери в Ноев ковчег могут захлопнуться в любой момент, и никто уже не поможет.
«Сын отдал пастырям часы и гитару»
«Взгляд» пообщался с киевлянкой Татьяной Бондарь, для которой «Победа» стала бедой: ее сын пять лет выносил из квартиры деньги и вещи для нужд «церкви».
— Он прекрасно учился в школе, в институте, но за неделю до экзаменов бросил учебу. Ему внушили, что в жизни ничего не нужно, кроме церкви, — со слезами вспоминает Татьяна Бондарь. — Он просто перестал общаться с миром.
Парень не работал, платить десятину было нечем, поэтому он отдавал «церкви» свои вещи. Вынес даже подаренные на день рождения часы и гитару.
— В этой церкви используют стандартные для всех харизматических церквей приемы по завлечению новых адептов и вытягиванию из них денег, — рассказала «Взгляду» психолог Анна Приходько.
— Во время проповедей используются элементы гипноза: проповедь читают то громко, то тише, потом снова повышая голос. Такие колебания звука в комплексе с визуальными эффектами вводят посетителя в транс — кого сильнее, кого слабее, в зависимости от устойчивости психики. И уже «подготовленный» адепт легко поддается внушению. У него отключается критическое восприятие и способность анализировать происходящее.