01:23

пятница,
22 ноября

Лучший футболист Африки когда-то был донецким «металлургом»

12.12.2013 / 10:54
Лучший футболист Африки когда-то был донецким «металлургом»
Звезда мирового футбола Яя Туре дал интервью «Взгляд. Выходной» на русском языке

Экс-полузащитник донецкого «Металлурга» Яя Туре на этой неделе был признан лучшим футболистом Африки 2013 года. Примечательно, что эту награду 30-летний ивуариец выиграл уже в третий раз подряд. Это и стало поводом для британского корреспондента «Взгляда» побеседовать с Туре. В откровенном разговоре один из самых высокооплачиваемых футболистов мира рассказал о своей большой семье, отсутствии ностальгии по великой «Барселоне», попутно признавшись, благодаря кому он до сих пор имеет практику общения на русском языке.

– Яя, для вас это четвертой сезон в Англии. Что изменилось на Туманном Альбионе за три прошедших года?

– Когда я пришел, «Манчестер Сити» только мечтал играть в Лиге чемпионов. Сейчас мой клуб – завсегдатай этого престижного европейского клубного турнира. Мы успели выиграть и Премьер-лигу, и Кубок, и Суперкубок Англии. Теперь каждый год перед нами ставятся большие задачи.

– Райан Гиггз открыл для себя 24-й сезон в составе «Манчестер Юнайтед», за который он отыграл около 950 матчей. Ставите перед собой задачу побить рекорд Гиггза в «МЮ»?

– Это невозможно. Гиггз – легенда «Манчестер Юнайтед», и человек, которым восхищается все мировое футбольное сообщество. Чтобы побить его рекорд, мне нужно выступать за «Манчестер Сити» до 50 лет! А если серьезно, то не так давно я переподписал контракт с клубом. Остаюсь в «МС» еще на четыре года. Надеюсь, что все четыре будущих сезона буду приносить пользу «Манчестер Сити». А может быть, и больше – если позволит здоровье.

– Не жаль было покидать великую «Барселону»? Или улучшенный контракт – это лучше, чем стать частью истории каталонского клуба?

– С «Барсой» я выиграл все, что можно. Естественно, на тот момент у меня было немало предложений. Но Папушка – так я называю своего менеджера Дмитрия Селюка – настоял на том, чтобы я перешел в «Манчестер Сити». Сказал, что это новый вызов. На тот момент команда еще не играла в Лиге чемпионов, и у меня был шанс стать одним из творцов нового витка истории «МС». Так и случилось – Папушка оказался прав. Сегодня я счастлив, что пришел в «Манчестер Сити», который с моим приходом стал постоянно прогрессировать. Жаль лишь, что мы пока далеко не проходим в Лиге чемпионов. Я очень хочу выиграть этот турнир и с «МС».

– В семье вы – главный полиглот? Или кто-то еще из шести ваших братьев знает пять языков (Яя знает английский, французский, испанский, русский и наречие своей родной страны. – «Взгляд»)?

– Полиглоты только я и мой брат Коло (известный футболист, выступал за английские клубы, а сейчас играет в Турции. – «Взгляд»). Он знает четыре языка – у него не было повода осваивать русский. Когда я выступал за «Олимпиакос», начал немного понимать греческий, а в «Барселоне» подучил каталонский. Когда мы выиграли Лигу чемпионов и вернулись в Барселону, я давал интервью местным журналистам на каталонском языке. Искренне считаю, что футболист должен знать язык страны, в чемпионате которой он выступает – чтобы понимать одноклубников, тренеров, болельщиков. Также необходимо ознакомиться с историей этой страны.

– Когда вы в последний раз были в нашей стране? С чем у вас ассоциируется Украина?

– В Донецке, после того как уехал из «Металлурга», не был. В Киеве был, когда «Манчестер Сити» играл с «Динамо». Это было в марте 2011-го – уже почти три года прошло. Ваша страна у меня ассоциируется с Папушкой, который работал вице-президентом «Металлурга», когда я играл в Донецке. С его подачи я и оказался в украинском клубе. Кстати, он мне помогает не только в футбольных вопросах. Вся моя семья его знает и любит. Во многом благодаря ему я состоялся как футболист. Например, многие удивлялись, когда из «Металлурга» я уехал в «Олимпиакос». У меня было предложение от «Лиона», казалось, что лучше продолжить карьеру во Франции. Но Папушка настоял на «Олимпиакосе», где я мог себя показать в Лиге чемпионов. Через год я перешел в «Монако», а затем была «Барселона». Кстати, контракт с донецким «Металлургом» я подписывал в Барселоне. Папушка мне тогда сказал, дескать, через несколько лет ты будешь играть здесь. Тогда в это вряд ли кто-то бы поверил, но предсказания Папушки сбылись спустя всего четыре года. С Папушкой я говорю только на русском языке. После приезда в Манчестер бразильца Фернандиньо из донецкого «Шахтера» я еще с ним иногда могу упражняться в русском.

– Вам поступали предложения из Украины?

– Папушка мне об этом ничего не говорил. Дело в том, что меня все устраивает в «Манчестер Сити». Могу ли оказаться в Украине? Никогда не говори никогда. Но пока что переезд в вашу страну в моих планах не значится. Может, закончу с активной карьерой, стану наставником и приеду к вам тренировать команду. Честно говоря, меня привлекает тренерская работа.

– Туре – популярная фамилия в Кот-д-Ивуаре. Когда-то за сборную Франции выступал нападающий Жозе Туре из «Бордо». Вы не родственники?

– Вряд ли. Хотя родственников у меня очень много. В семье у нас девять детей – шесть сыновей и три дочери. Все мои братья играли в футбол, но на высокий уровень вышли только мы с Коло. Я с женой и тремя детьми живу в Манчестере, Коло со своей женой и детьми в Ливерпуле. Остальные братья-сестры остались в самом крупном городе Кот-д’Ивуара – Абиджане.

– Когда африканский игрок становится знаменитым и богатым, многие его соотечественники-футболисты просят помочь перебраться в Европу. Вас часто достают такими просьбами?

– Ребята сразу идут к Папушке. Некоторым он помогает – Лоло выступал в Украине за «Днепр», а в России за «Кубань и «Ростов», Марко Не – за «Кубань» и «Таврию».

– Насколько безопасно вы чувствуете себя на родине? Ведь сколько было случаев, когда знаменитых африканцев грабили, брали в заложники членов их семей… Пользуетесь услугами телохранителей?

– Я сам могу за себя постоять. А если серьезно, то дома ко мне относятся с большим уважением. На родине я занимаюсь благотворительной деятельностью. С одним из спортивных брендов у нас разработана специальная программа. В контракте с брендом прописано, что я не получаю денег за выступления в совместных рекламных акциях, а эти средства направляются на покупку комплектов формы, бутс и мячей для детских академий.

– Легкоатлеты из Кении и Эфиопии, заработав призовые на международных стартах, нередко покупают себе в селение стадо коров и продолжают дальше бегать, пока их семьи занимаются сельским хозяйством. Как поступает со своими сбережениями один из самых высокооплачиваемых африканских футболистов? У вас есть бизнес в родной стране?

– Сейчас мой бизнес – это футбол. На нем и сосредотачиваюсь. Об этом мне не устает повторять Папушка, с которым мы работаем уже более 10 лет. Считаю, что футболисту побочный бизнес очень часто мешает. В то время, когда игроку нужно отдыхать и его голова должна быть раскрепощена, он думает про свои бизнес-проекты. Тем более, сейчас, в кризисные времена, у многих бизнес не только не приносит дивидендов, а становится настоящей головной болью. Так что бизнесом я буду заниматься лишь после того, как закончу с футболом.

– Вы вошли в список самых высокооплачиваемых спортсменов мира по версии журнала Forbes под 67-м номером с годовым доходом $20,7 млн. Вы один из самых богатых ивуарийцев?

– Я не интересовался этими рейтингами – они меня не возбуждают. Просто стараюсь выполнить свою работу как можно качественнее.

Досье «Взгляда»

Яя ТУРЕ

Родился 13 мая 1983 года в Буаке (Кот-д’Ивуар). Рост – 191 см, вес – 90 кг.

Карьера: «АСЕК Мимозас», Кот-д’Ивуар (2001), «Беверен» Бельгия (2001-03), «Металлург» Донецк (2003-05), «Олимпиакос» Пирей, Греция (2005-06), «Монако» (2006-07), «Барселона» (2007-10), «Манчестер Сити», Англия (с 2010-го). За сборную Кот-д’Ивуара провел 71 матч, забил 13 голов.

Титулы: чемпион Греции (2006), двукратный чемпион Испании (2009, 2010), обладатель Кубка Испании (2009), победитель Лиги чемпионов (2009) и Суперкубка УЕФА (2009). Обладатель Кубка Англии (2011), Суперкубка Англии (2012), чемпион Англии (2012). Футболист года в Африке (2011, 2012, 2013).

«Шахтер» проморгал африканского самородка

Когда Яя Туре выступал в донецком «Металлурге», то ничем особенным он не выделялся. Да, великолепные антропометрические данные, неплохая скорость и понимание игры – все это присутствовало. Однако то ли по вине тренеров, то ли из-за кадровой текучки в «Металлурге» Яя так толком и не заиграл в украинском чемпионате. Африканского самородка селекционеры богатых украинских клубов попросту не заметили. А ведь Туре был под боком у могучего «Шахтера», которому явно бы не помешал. Но наставник «горняков» Мирча Луческу предпочитает бразильцев, а потому и он не обратил внимания на самого успешного клиента известного менеджера Дмитрия Селюка. Хотя, по слухам, Дмитрий Дмитриевич и предлагал некоторым нашим клубам услуги своего подопечного.

Но в итоге звезда ивуарийского футбола отправился в Грецию, откуда и стал стремительно взбираться на премиум-позиции в мировом футболе. В августе 2006 года греческий «Олимпиакос» продал Яя в «Монако» за 4,5 миллиона евро. 25 июня 2007 года знаменитая «Барселона» выложила за ивуарийца уже 10 миллионов евро. А в 2010 году «Манчестер Сити» заплатил за переход Туре 24 миллиона евро. Нынче трансферная стоимость 30-летнего полузащитника оценивается в 30 миллионов евро.

Дмитрий Селюк, по сути, стал крестным отцом Туре, которого уже третий год кряду признают лучшим футболистом Черного континента. Известный менеджер до сих пор ведет дела Яя, вхож в его дом и регулярно снимает свои комиссионные с игрока. Если вспомнить, что в среднем агенты футболистов получают 10 процентов от годовой зарплаты своих клиентов, то можно подсчитать, что в год Селюк имеет минимум $2 млн в год только с одного Яя. Отличная находка!

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября