Строительство мостового перехода через Керченский пролив - важный трансконтинентальный проект, который поможет значительно упростить распределение транспортных потоков и сократить их путь, считают в правительстве.
Понимая значимость этого строительства, Кабинет министров Украины образовал правительственную делегацию для участия в переговорах по заключению соглашения между Кабмином и правительством Российской Федерации о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода.
Соответствующее распоряжение Кабинет министров принял 18 ноября 2013 года. Возглавит делегацию для участия в переговорах вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул.
Так, в ближайшее время намечено подписание межгосударственного договора по строительству Керченского мостового перехода, разработку ТЭО которого профинансирует российская сторона.
Стороны планируют, что, кроме автомобильного и железнодорожного сообщения, мостовой переход также будет предусматривать наличие газового терминала для поставок природного газа из России на крымский полуостров.
Правительственные аналитики напоминают, что Керченский Проект, который около 13-ти лет откладывался предыдущими властями, впервые максимально приблизился к своему долгожданному старту. Страны возобновили работу над проектом моста «Крым-Кавказ» после того, как президентом Украины в начале 2010 года стал Виктор Янукович.
Российская сторона выражала заинтересованность в том, чтобы мост был готов к 2014 году, к Олимпийским играм в Сочи. Ведь путь через Керченский пролив - кратчайший из Европы на Кавказ и расстояние от Европы до олимпийского Сочи сократилось бы на 400 км.
Однако, из-за экономического кризиса вопрос о строительстве был отложен. В январе 2013 года президент Виктор Янукович пообещал в скором будущем достроить мост в Россию через Керченский пролив. «Я был, есть и остаюсь верным своему слову. Я обещал, и мы увидим – мост откроет и даст новое дыхание Крымскому полуострову. Это, несомненно, будет увеличение рабочих мест для крымчан…», - сказал президент.
А уже в октябре текущего года премьер Украины Николай Азаров во время IV Международного Черноморского экономического форума, сообщил об активизации строительства. «Во время нашей встречи премьер-министр России Дмитрий Медведев сам поднял вопрос о том, что необходимо вернуться к строительству моста между Крымом и российской частью северного Кавказа», — отметил Николай Азаров.
Эта стратегически важная транспортная коммуникация, будет иметь очень большое значение для развития стран Черноморского региона, отмечают эксперты. Она откроет для Украины важные транспортные потоки в сторону Азии. На сегодняшний день и Россия, и Украина чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы реализовать этот трудный и емкий проект.
Однако, не взирая на важность нового моста, аналитики уверенны, что реализация украинско-российского проекта является огромной нагрузкой на бюджеты обеих стран. Решать финансовую составляющую планируют на паритетных условиях, а также за счет привлечения частных инвестиций.
По оценкам российских экспертов, само строительство перехода займет три- четыре года. В эти сроки возможно вложиться при бесперебойном финансировании. Ориентировочная стоимость проекта составит по подсчетам российской стороны около 3 млрд долл.
В тоже время украинские эксперты говорят о том, что проект может стать более затратным. Прежде всего, это связанно с тем, что взявшись за возведение моста через Керченский пролив следует учитывать, что это не самая дорогая часть транспортной инфраструктуры, которую предстоит возвести в регионах и на украинской и на российской стороне.
Чтобы мост мог полностью выполнять свою роль, необходимо построить несколько сот километров новых магистральных автодорог и двусторонних электрофицированных железнодорожных путей по обе стороны Керченского пролива. И уже заранее понятно, что это будет большой нагрузкой для бюджета, поэтому нужно максимально привлекать частный капитал к реализации проекта.
Однако эксперты обеих стран уверенны, что не взирая на возможные трудности с финансированием, мост через Керченский пролив безусловно нужно строить. Так как он не только соединит Крым и российскую Тамань, но и станет важной частью сразу нескольких международных транспортных коридоров.
В частности, он должен существенно сократить путь транспорта в таких проектах как кольцевая авто и железная дорога вокруг Черного моря. А так же ускорить прохождение транспорта по линии ЕС-Кавказ. Реализация любого из этих планов принесет Украине значительные экономические выгоды, отмечают аналитики.
Правительственные аналитики напоминают, что один из наиболее веских аргументов противников создания транспортной магистрали через пролив – сейсмическая подвижность Керченского полуострова. Тем не менее аналогичные инженерные сооружения уже давно и успешно функционируют во многих уголках планеты с более сложными сейсмоусловиями. Среди них мост через залив Ханьчжоувань в Китае длиной около 36 км, 25-километровый мост короля Фахда между Саудовской Аравией и Бахрейном, туннель под Ла-Маншем протяженностью порядка 51 км и многие другие.
В конечном счете, решения о создании таких масштабных объектов должны приниматься путем тщательного взвешивания их потенциальных достоинств и недостатков.
Сегодня строительство моста через Керченский пролив - это уже не сверхзадача с технической точки зрения. Поэтому, у Украины и России есть все возможности построить этот мост и более дешево и надежно, не опираясь на какие-либо непроверенные технические решения. И это станет гарантией многолетней беспроблемной эксплуатации строения.
Эксперты также отмечают, что новый мост действительно может оказать очень большое положительное влияние на крымскую экономику. Его пропускную способность даже близко нельзя сравнивать с аналогичными показателями ныне действующей паромной переправы. Грузопоток гарантировано увеличится в несколько раз, констатируют экономические эксперты. Кроме того, энергосистемы АРК нуждаются в модернизации и в этом плане их привязка к российским энергосетям способна повлиять на ситуацию с энергоснабжением полуострова.
В тоже время, удаленность и относительная труднодоступность Керчи негативно сказывались на инвестиционной привлекательности данного региона. Однако после реализации проекта полуостров получит удобную для железнодорожного и автомобильного транспорта дорогу в Россию и дополнительные рабочие места, связанные с развитием сопутствующей инфраструктуры.
По предварительным оценкам, на работах, связанных с подготовкой к строительству моста, и непосредственно в строительстве может быть занято более 45 тыс. человек. При нынешней экономической ситуации — это фактор весьма значительный.
Столь впечатляющие перспективы порождают потребность в масштабном усилении инфраструктурных мощностей Крыма, чтобы регион справился с транзитом гигантского потока людей и товаров. Но эта временная трудность оборачивается немедленным благом, ведь строительство и последующее обслуживание Керченского моста с подведенной к нему инфраструктурой обеспечит крымчан и кубанцев тысячами новых рабочих мест, констатируют в правительстве.
Напомним, что мост через Керченский пролив в истории уже существовал. Он был построен в 1944 году после освобождения Крыма от немецких оккупантов с использованием завезенных ими же стройматериалов. Однако уже зимой 1945 года его разбили нагнанные северо-восточным ветром из Азовского моря льдины, а его части еще несколько десятилетий мешали судоходству в Керченском проливе.
За более чем 22 года независимости Украины и России проект создания моста через Керченский пролив так же обсуждался несколько раз. Однако, проект так и не был запущен.