Проект строительства Керченского моста, который предусмотрен харьковскими соглашениями 2010 года, наконец-то сдвинулся с места. Минтранс России передал украинской стороне свой вариант межправительственного соглашения по возведению переправы.
«Надеемся в ближайшее время активизировать переговоры по этому вопросу», – подчеркнул глава минтранса РФ Максим Соколов.
По мнению чиновников, само строительство займет не меньше пяти лет. Финансировать работы будут на паритетных основаниях – вложатся и Киев, и Москва. Не исключено, что подключатся и международные финансисты.
«Самого проекта моста пока нет ни у русских, ни у украинцев. Нам передали только вариант соглашения по нему, – сказала „Взгляду“ главный инженер проектов Мостостроя Надежда Сарычева. – Дело в том, что в Украине сильные проектировщики и наши нормы гораздо более прогрессивные, соответствуют европейским нормам».
Разработчики столкнутся с целым набором трудностей. Дело в том, что дно Керченского пролива покрыто многометровым слоем ила. И чтобы сваи прошли через некрепкую почву, нужно будет сделать их очень длинными и прочными. Пролеты придется вытягивать в высоту, чтобы их не разбивало волнами.
«А чтобы под мостом проходили суда, он должен быть либо очень высоким, либо разводным», – считает Сарычева.
Интересно, что мост в Керченском проливе уже существовал – во время Великой Отечественной войны. Его строили к 1943 году специально для Иосифа Сталина, по нему генералиссимус добирался на Тегеранскую конференцию. Но мост простоял недолго: опоры забыли укрепить перед сильным ледоходом, а зимние штормы ускорили гибель моста.
Полвека главной артерии Крыма
Вчера самый длинный канал в Европе – Северо-Крымский – отметил свой 50-летний юбилей. Старт строительству одной из главных водных артерий Крыма, поставляющей на полуостров днепровскую воду, был дан 17 октября 1963 года. Принято считать, что строительство гиганта велось всего 10 лет. Хотя на самом деле последний этап завершился лишь в 1997 году – из-за нехватки финансирования.
На строительстве канала, обошедшегося в более чем 1,5 млрд советских рублей, было задействовано более 10 тыс. человек и 2 тыс. единиц техники.
Северо-Крымский канал – уникальный по сложности и масштабам комплекс сооружений. Длина его составляет 402,6 км, максимальная глубина – 7 метров, а максимальная пропускная способность 300 кубометров в секунду. В структуру канала также входят 10,7 тыс. км межхозяйственных и внутрихозяйственных оросительных каналов, 15 тыс. км коллекторно-дренажной сети, более 138 тыс. гидротехнических сооружений, 23 водохранилища и 1922 пруда.
Но к своему 50-летию Северо-Крымский канал, обеспечивающий Крым водой на 85%, подошел не в лучшем состоянии. Он давно уже нуждается в реконструкции, на которую, по самым скромным подсчетам, необходимо 4,5 млрд грн. Так как в бюджете таких денег нет, государство ищет инвестора, но пока безрезультатно. Правда, до конца года правительство обещает выделить 12 млн грн, которых хватит лишь на срочный ремонт отдельных конструкций.
Мнение
Экс-председатель Верховного Совета Крыма Леонид Грач:
- Строительство задумали еще в 1970-х. Но тогда воплотить проект не удалось – технологии не позволяли. А в 1999 году, будучи главой Совета АРК, я договорился о строительстве с Юрием Лужковым. Изыскали 1 миллиард рублей, сделали предпроектную подготовку. Но к 2002 году все заглохло.
Мост лучше строить подводным, до острова Тузла. А дальше – надводным. Так не испортится природный баланс, не нарушится движение рыбы. И для судов удобно. Сам мост можно сделать платным, это будет выгодно для экономики Крыма.