На экране реклама продуктов выглядит вкусно. Овощи так и просятся на тарелку, атлетические куриные окорочка манят хрустящей корочкой, даже заурядные пельмени пробуждают аппетит. Но реальность сурова: вряд ли кто-нибудь захочет попробовать телевизионные вкусности, если узнает, как именно проходят съемки. Чтобы раскрыть секреты рекламных трюков, «Взгляд» пообщался с творцами роликов.
Разрушители мифов
На съемочной площадке разгар рабочего дня: пишут двадцатый дубль рекламы шоколада. От жара софитов оплывает макияж на лице девушки-модели. А вот коричневой плитке температурный катаклизм нипочем: нет ни малейших признаков таяния.
«Пробуйте! – приглашает рекламный продюсер Арнольд Кременчуцкий. – Это самое свежее поступление в нашем „гастрономе“».
Отламываем кусочек: от плитки он откалывается ровненько, без крошки. И идеально лепится обратно – да так, что следов раскола не видно вовсе. Бутафорское лакомство изготовлено из резины: обыкновенная шоколадка на его месте превратилась бы в коричневую жижицу в считаные минуты.
Рекламируемые продукты заменяют непригодными в пищу подделками в случае, если их нужно готовить (настоящая котлета при жарке выглядит совсем неаппетитно, скорее наоборот), а также если продукт скоропортящийся или быстро тает.
«Если снимать настоящие продукты, картинка получится некрасивой. Банан, к примеру, будет с изъяном и быстро заветрится, а снимая макет, можно добиться правильного цвета, нужных оттенков, приятной коричневой теплоты, – пояснил «Взгляду» голливудский режиссер Юджин Ефуни, приглашенный в Украину. – Кроме того, рекламу снимают долго. 30-секундный ролик пишем не один день, а за время съемок в яблоке может появиться червячок, клубника утратит товарный вид. Мороженое и вовсе растает».
Газовая горелка и кисточки
Иногда на площадку все же попадают настоящие овощи и фрукты. Но чтобы они выглядели свежими, их покрывают глицерином. Кусочек пирога могут освежить при помощи лака для волос, картофель фри поджаривают на открытом огне. Обычные инструменты рекламистов – газовая горелка, кисточки всех мастей и целая палитра красителей: с их помощью продуктам придают товарный вид, поджигая с одной стороны и подкрашивая с другой.
А вот актеров в кадре есть силикон или гелевую массу никто не заставляет. Все продукты натуральные, разве что вместо коньяка в бокале умудренного жизнью ценителя будет обыкновенный чай.
В Украине дешевле
Съемки рекламы – задача недешевая. Базовая стоимость ролика – $40-50 тыс. Прибавьте к этому гонорар приглашенной звезды, аренду помещений или исторических зданий, стоимость перелетов операторов и режиссеров (если нужно показать, к примеру, парижский лоск, без Эйфелевой башни не обойтись).
«Стоимость определяется сюжетом, количеством локаций – точек съемки. Еще пару лет назад хорошее продуктовое «демо» (короткий ролик. – „Взгляд. Выходной“) снимали за рубежом, чаще всего в Италии. Сейчас практически все записываем в Украине, у нас дешевле», – утверждает Кременчуцкий.
Меню для телегурманов
Супы, борщи – «варятся» из настоящих продуктов, которые помещают в подкрашенную чернилами воду.
Сметана, йогурты – клей ПВА. Имеет подходящую консистенцию, не выделяет сыворотку, однороден. Можно подкрашивать.
Пельмени – макет из дерева или пластмассы. Не делают воду мутной при варке, имеют товарный вид, используются повторно при съемках новой рекламы.
Спагетти – макеты-трубочки из специального пластика. Не развариваются, не мутят воду, также используются повторно.
Паштет – пластилин, мазут или солидол. Хорошо намазываются на хлеб (пластилин размягчают софиты), подкрашиваются, в отличие от настоящего продукта.
Сардельки, сосиски – снимаются настоящие, но перед съемками сушатся строительным феном.
Котлеты – снимаются настоящие полуфабрикаты, подкрашенные лаком для волос.
Мороженое – используется пластиковая, силиконовая или гелевая масса. Ей придают нужный цвет, фактуру, делают шарик пористым и шероховатым.
Коньяк, водка – заменяют подходящими по цвету и консистенции продуктами: чаем, водой с загустителем.
Пиво – в главной роли настоящий продукт с химической пенкой, которую могут добыть даже из шампуня.
Законы Голливуда
Голливудский кинопродюсер Юджин Ефуни рассказывает: "В Украине к рекламе относятся как к раздражителю. В США все настолько продумано, что ее хочется смотреть. Рекламщики выдумывают целые истории с продолжением, герои живут своей жизнью, их характеры развиваются. Реклама может получиться настолько интересной, что по ее мотивам снимают телесериал. Неудивительно, что снимают ее в том числе киношные режиссеры, например Ридли Скотт".
Действует на подсознание
"В конце XIX века открыли закон: наблюдающий за деятельностью другого человека на микроуровне повторяет его движения. Даже гормоны выделяются те же. В этом суть рекламы, которая у нас, к слову, активно развивается с советских времен: возьмите кинематограф, пропагандировавший определенные манеры поведения! Реклама стала агрессивной, ее создатели рассчитывают, что она взбудоражит наши чувства и навяжет стремления. И они правы. Из 10 продуктов мы подсознательно выберем те, что видели по телевизору. Покупая продукт, получаем эмоциональный подъем. Так что она действует еще и на подсознание", - рассказывает практикующий психолог Юрий Калашников.