Туризм в причерноморском регионе может принести Украине не меньше дохода, чем средних размеров отрасль народного хозяйства. И наша страна уже активно занялась освоением перспективного сегмента рынка. Однако, конкуренты тоже не спят
Что происходит в регионе
Турецкий город Чешме, расположенный не далеко от Измира, стал местом настоящего бума круизного туризма. Так в сезоне 2013 года рост в сегменте составил 24%. И это при том, что принимать круизные суда город начал только в 2011 году, а до этого не был широко известен туристам, число которых в прошедшем сезоне достигло 35 тыс. человек.
При этом в 2013 году в порту города остановились 53 лайнера, и уже запланирован заход в порт 66 судов с туристами на следующий год.
Кроме того, у российских берегов происходят схоже процессы. Так Новороссийск принял более 7 тысяч путешественников в 2013 году. А на днях в порт города зашел круизный лайнер Ocean Majesty, который закрыл 2013 навигационный год.
«Ocean Majesty заходит в наш порт уже второй раз, — рассказал начальник морского вокзала порта «Новороссийск» Владимир Карпенко. Всего в этом году было 11 заходов круизных лайнеров, и в среднем Новороссийск принял более 7 тысяч путешественников со всего мира. Кроме «Ариадны», которая заходила в порт каждое воскресенье, мы приняли самый большой 12-палубный жилой круизный лайнер «TheWorl», «АzamaraJourney», «Discovery», «Princendant», и другие известные в мире круизные суда. В целом круизный сезон оказался очень насыщенным. Туроператоры высоко оценили и работу пассажирского порта, и экскурсионное обслуживание, которое становится все более насыщенным и интересным».
«Чего ожидать на следующий год – пока сказать не могу, все зависит от компаний, которые занимаются круизными бизнесом, но надеюсь, что популярность нашего пассажирского порта будет расти», — отметил чиновник.
При этом, если у промышленного Новороссийска дела идут хорошо, то что уже говорить о курортном городе Сочи. В порт города теперь не только заходят многие круизные суда, но он также стал местом базирования российских компаний, которые организовывают пассажирские туры на судах.
Так петербургская компания Black & Baltic Seas cruise company (B&BS cruise company) запустила из Сочи маршрут «Шесть курортных столиц Черного моря»: Одесса – Севастополь – Новороссийск (Анапа) – Сочи – Феодосия – Ялта – Одесса. Цель компании — возродить внутренние морские круизы на Крымско - Кавказской линии с еженедельным заходом в каждый город маршрута.
При этом судно для маршрута было зафрахтовано у карибского судовладельца Adriana Shipping LTD. «Поскольку собственных конкурентных судов ни в России, ни в Украине сейчас нет, а приобретение их очень дорого, то единственный путь для развития нашего круизного рынка – это фрахт судов у зарубежных компаний с целью создания отечественного продукта», - говорит Игорь Рюриков, президент Ассоциации участников круизного рынка Санкт-Петербурга.
По его мнению, потребность в запуске внутренней круизной линии в Черном море назрела во-первых, по причине общего роста круизного рынка, и во-вторых, из-за повышенного спроса на безвизовые туры: черноморские круизы смогут стать прекрасной альтернативой речным круизам и пляжному отдыху на побережье.
При этом, по данным сочинского Морпорта, общее число заходящих в Сочи круизных лайнеров ежегодно увеличивается на 10 процентов. В прошлом году в Сочи зашло более 30 круизных лайнеров. В основном, это были американские и европейские пассажирские суда, вышедшие из портов Греции, Италии и Турции. После реконструкции, которая завершится в ноябре 2013 года, порт Сочи сможет одновременно принимать сразу несколько крупных лайнеров.
Как развивает круизный туризм Украина
«Сегодня сложилась ситуация, когда, например, только в Стамбул каждый год заходит более 400 круизных судов. Что касается наших основных туристических портов - Ялты, Одессы и Севастополя, то до этого года в каждый зашло более 100 судов, были в среднем по 80. И наша задача, чтобы они не разворачивались, а заходили в наши порты. Главный вопрос, который поможет изменить эту ситуацию, совершенствование инфраструктуры», — отмечает глава госпредприятия «Администрация морских портов Украины» Юрий Васьков.
При этом, как отмечают эксперты, круизный бизнес считается самым перспективным сегментом туризма — даже после начала мирового финансового кризиса он не сбавил темпы роста (в среднем около 7%), так что в 2014 году, по прогнозам участников рынка, в морские круизы отправится более 25 миллионов человек.
«Развивая круизный туризм, мы должны помнить не только о том, что это возможность заработать деньги при оказании сервисных услуг отдыхающим. Посещая Украину, люди знакомятся с нашей страной, что приводит к тому, что часть из них впоследствии будут покупать наши товары или захотят инвестировать в Украину. Поэтому задача хорошо принимать приезжающих в страну иностранцев - это первостепенная задача местных, центральных властей и бизнеса», — отмечают экономические эксперты.
И добавляют: «Одним из важнейших благоприятных последствий развития круизного бизнеса в Украине является то, что все большее количество отечественных компаний получают навыки ведения дел на уровне мировых стандартов. А это значит, что со временем они смогут без проблем расширить свою деятельность в других странах».
Достаточно хорошо понимая данный тезис, отечественные компании и местные власти уже озаботились созданием необходимых условий. «В 2013 году в Ялту за 10 месяцев осуществлено 110 заходов круизных судов, из которых под украинским флагом - 16 судов типа река-море. В результате перевезено более 66 тыс. пассажиров. В то время как 2012 году за весь год зашло 90 круизных судов, которыми перевезено около 62 тыс. туристов», - сказал глава Ялты С. Илаш.
По его утверждению, этому способствовало открытие туроператорами новых круизных маршрутов и возобновление старых круизных линий.
При этом чиновник отметил, что развитию круизного и яхтенного туризма будет способствовать комплексная реконструкция и модернизации порта. «Это позволит привлечь в Ялту круизные суда самого высокого класса и развивать яхтенный туризм, а в конечном итоге решить главную задачу – сделать город главным круглогодичным курортом Причерноморья», — заявил С. Илаш.
По расчетам экономистов, импульс от развития морского туризма получат и компании, расположенные далеко от берега.
«Развитие круизного бизнеса важно еще и потому, что создание одного рабочего места в комплексе, обслуживающем туристов, автоматически создает несколько рабочих мест в других частях страны, которые снабжают сервисные центры всем необходимым. Таким образом, на развитии круизного бизнеса зарабатывают не только портовые города, но и другие регионы страны», — говорят аналитики.
Напомним, что по данным Министерства доходов и сборов Украины, объем платежей по туристическому сбору в Украине в январе-августе 2013 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 10% — до 26,1 млн грн. Количество иностранных граждан, въехавших в Украину в 2012 году, возросло на 7,46% по сравнению с 2011 годом — до 23,013 млн человек.
Из них количество иностранных граждан, въехавших в Украину со спортивной, культурной или религиозной целью, возросло более чем в 21 раз — до 4,854 млн человек. Наибольшее количество иностранцев в 2012 году прибыло в Украину из России — 9,527 млн человек, Молдовы — 4,849 млн человек, Беларуси — 3,092 млн человек, из Польши — 1,404 млн человек. По данным Госстата, в 2011 году в Украину въехали 21,415 млн человек.
Правительство планирует до 2022 года вдвое увеличить число туристов в Украину — до 50 млн в год. Соответственно, с 400 тыс. до 1 млн вырастет количество рабочих мест в отрасли, а ожидаемое увеличение поступлений в бюджет вырастет с 1,5 млрд грн до 5 млрд грн.