Печальная история киевского бездомного Василия собрала в Фейсбуке более семи тысяч перепостов за несколько дней. Больше всего киевлян впечатлило то, что он аккуратный и трезвый. «Взгляд» разобрался, что заставляет этого человека вести такой образ жизни. Встретить 54-летнего Василия Сердюка, бомжующего в столице 18 лет, якобы после того как банк отобрал у него квартиру, а участковый – паспорт, можно у входа на станцию метро «Золотые ворота». Славой он пока что не слишком избалован, узнают его изредка, но милостыни дают достаточно – по 100 грн в день.
«Я был токарем, слесарем и бетонщиком»
«Я был токарем, слесарем и бетонщиком. Жил в Кривом Роге на улице Водопьянова в своей однокомнатной квартире. Взял деньги в банке под залог, а потом остался без работы и не смог выплатить. Банк отобрал у меня квартиру. То ли „Правекс-банк“, то ли „Приватбанк“ – не помню, – неразборчиво говорит Василий. Иногда понять его очень трудно. Одежда на нем старая, но сравнительно чистая. На запах алкоголя и намека нет. «Это было то ли в 1993-м, то ли 1995-м. Как раз Союз начал разваливаться. Начало все сыпаться, работу не давали. Сколько денег брал в кредит? Да копейки. И вот оказался на улице».
Зачем понадобились деньги, Василий так и не объяснил. Та же история с паспортом, который якобы забрал у него в Кривом Роге участковый. Твердит только, что милиционер не имел на это права. «Участковый, когда переезжал с одного места работы на другое, потерял мой паспорт. Почему забрал его? Да я и сам не знаю. Забирать паспорт имеют право, только когда в тюрьму садят. Словом, забрал и потерял, а взамен дал какую-то справку. Я пытался по ней восстановить паспорт в Киеве, но не получалось. А потом она затерлась до дыр, и я ее выбросил. С тех пор бомжую», – вспоминает Василий.
Нашел для ночлега подъезд без домофона
Потеряв квартиру в Кривом Роге, Василий в поисках лучшей жизни отправился автостопом в Киев. Но с лучшей жизнью не сложилось. Ночует Сердюк в подъездах на Дарнице. Недавно как раз нашел хороший подъезд, в котором живут одни старики и нет домофона на дверях. Спит на площадке между этажами, подкладывая картон.
Куртку и кофту взял в Доме социальной заботы, там же бездомному дали мазь для больной ноги и таблетки. Мыться Василий ходит в социальный центр на улице Лобачевского, 8а. Питается там редко, говорит, что «порции плохие». Жить там не хочет, мол, пьяные бомжи постоянно устраивают разборки. «Там собираются в основном бухарики, а я малопьющий. Понажираются и начинают выгонять один другого. Да еще и 4 гривны надо платить», – рассказывает Василий.
Зарабатывает бездомный тем, что просит милостыню и собирает металлолом. Подаяние просит только по будням. В выходные возле метро мало людей: можно заработать всего 20 грн. В рабочие дни, по его словам, можно и до 100.
Беглый каторжник
Мечтает бомж, как он говорит, о паспорте. Рассказывает, что пытался восстановить его и в благотворительной организации, но там направили за справкой в МВД на улицу Богомольца, 10. «Короче, я там пролазил, и мне ничего не сделали. Куда ни пойдешь, говорят: „Едь домой“. На Левый берег за какой-то справкой отправляли. Черт их поймет», – возмущается Василий.
И еще он мечтает устроиться на работу, но без документов не получается. «Видел объявление в газете: ящики на фабрике переставлять, коробейником, за день – 280 грн. Птицекомбинат предлагает 1800 грн за неделю. Разве это плохо? Но кто меня туда возьмет без документов? Скажут, что я беглый каторжник», – усмехается аккуратный бомж.
Переубедить бомжа крайне сложно
В столичном Доме заботы на улице Суздальской, 4/6, где бездомным предоставляют ночлег, еду и помогают восстановить документы, говорят, что людям, которые потеряли паспорт в другом городе, таким как Василий, нужно ехать на малую родину за документом о выписке.
«Если паспорт утерян или украден, нужна справка из отделения милиции. И в первую очередь – документ о выписке, – поясняет директор Дома заботы Ирина Копотун. – Наши сотрудники предоставляют социальное сопровождение, а не водят за руку по кабинетам. Если нужно вести за руку, идет социальный работник. Но если человеку помогаешь оформить документы, а он отправляется в другую сторону, то это уже другой вопрос».
Ирина говорит, что бездомных, которые просят милостыню на улицах Киева, вернуть к нормальной жизни не так просто. Ведь они, не особо напрягаясь, зарабатывают немалые деньги. «Когда получаешь 200-400 грн в день милостыни, попробуй-ка начни работать! Отчасти сами киевляне порождают это явление. Сегодня у нас в Доме социальной заботы было 116 бездомных, которые хотят получить документы. Но пойти на оптовую базу на улице Вышгородской и перебирать фрукты за 80 грн никто не захотел».