Принятие генплана Киева предполагает инвестиции в обустройство города на сумму 500 млрд грн, при этом 70-80% бюджета будет привлечено из внешних источников. Таким образом, Киев наконец получит главный документ развития, что позволит ему за 15 лет приблизиться к статусу мировых мегаполисов.
О том, что проект нового Генерального плана Киева предусматривает реализацию проектов комплекса детального развития города общей стоимостью 500 млрд грн, сообщил во время пресс-конференции начальник коммунальной организации “Институт Генерального плана г. Киев” Сергей Броневицкий. По его словам, план предусматривает реализацию в ближайшие 15-20 лет целого комплекса мероприятий, среди которых - жилищное строительство, строительство объектов инфраструктуры, дошкольных заведений, школ, объектов образования, объектов транспорта. «Я считаю, что 500 млрд грн - это достаточно реальная цифра. Потому что если мы разобьём эту сумму на 15-20 лет – она будет намного меньшей», - сообщил Броневицкий. Он также подчеркнул, что 70-80% от этой суммы - это инвестиционные средства. «Хотя, без сомнения, мы не обойдемся без поддержки госбюджета. Такие объекты, как мосты, туннели, метрополитен, будут строиться за счет господдержки и госбюджета», - добавил специалист.
Таким образом, реализации проектов Генплана за счет средств бюджета будет профинансировано лишь 60—70 млрд. грн. — на строительство дорог, развязок, социального жилья, школ и детсадов. При этом, как подчеркивают разработчики документа, при его реализации будет делаться упор на государственно-частное партнерство.
Разработка 19-томного документа обошлась сравнительно недорого –19,6 млн грн. По словам Броневицкого, стоимость создания предыдущего генплана до 2020 года, утвержденного в 2002, составила ощутимо больше – около 50 млн грн.
Напомним, в начале октября в «Институте генплана Киева» сообщили, что документ окончательно передан на госэкспертизу в Минрегионстрой. Тогда же прогнозировалось, что план должен попасть в Киевсовет уже в декабре, а в случае удачного стечения обстоятельств – даже принят до конца года. Вынесение плана на общественные слушания не ожидается, так как, по словам Броневицкого, его обсуждение уже велось в течение более года. В целом же на разработку «дорожной карты» развития столицы у специалистов ушло пять лет.
Авторы генплана считают, что наиболее приметными позитивными его моментами является прямой запрет на строительство высотных объектов в центральной части города, расширение в два раза территорий буферных зон Киево-Печерской лавры и Софии Киевской, а также разрешение проблемы транспортных заторов. Сделать это предполагается путем строительства новых тоннелей, мостовых переходов, разноуровневых развязок, а также путем строительства деловых центров на левом берегу — возле Днепровской набережной на Осокорках, возле станции метро «Левобережная», на жилмассиве «Троещина» в районе ул. Закревского. За счет увеличения площади города – всего Киев должен расшириться на 1225 га (к существующим 84 тыс) – удастся избежать уплотнения застройки. «Новое строительство будет не в зеленых зонах. Оно будет вестись за счет неэффективно используемых территорий промышленных зон, военных частей, сельхозтерриторий», - добавил Броневицкий, комментируя документ.
Взгляд в будущее
Сегодня вызывает дискуссии вопрос о том, а нужен ли городу генеральный план до 2025 года, если на данный момент действует принятый более 10 лет назад план до 2020. Стоит напомнить, что действующий сейчас главный документ развития столицы начал разрабатываться еще в 1996 году. Когда же в 2008 было решено подвести некоторые промежуточные итоги реализации документа, эксперты пришли к выводу, что создание его новой редакции необходимо. Анализ картины выполнения этого генплана показал, что, несмотря на перевыполнения задач по жилищному строительству (темпы ввода жилья в столице были очень высоки, особенно до кризиса), а также по торговым, офисным и развлекательным объектам, в других нишах наблюдался практически провал. По показателям строительства инженерных объектов и сетей, объектов транспорта, развязок, дорог, а также учреждений систем образования и здравоохранения план выполнялся не более чем на 20—30%.
Также обнаружился и ряд недочетов в прогнозировании – в частности, демографических показателей. «Население растет быстрее, чем ожидалось. По расчетам, заложенным в старом генплане, к 2020 году население Киева составит 2,6 миллиона человек. На уже сегодня население города Киева составляет более 3 миллионов. А в 2025 году прогнозируется около 4 миллионов постоянных жителей», - объяснял Броневицкий в одном из своих интервью. Еще одним примером может стать численность транспорта - до 2020 года на территории Киева прогнозировалось около 780 000 автомобилей. Но только сегодня официально зарегистрированных автомобилей – около миллиона. К этой цифре еще стоит добавить 200 000 тех авто, которые незарегистрированы. Понятно, что все это - дополнительные нагрузки на мосты, автомагистрали, инженерные сети, на социальную инфраструктуру.
С учетом всего этого и возникла необходимость в разработке нового плана. Он исходит из того, что к 2025 году количество так называемого дневного населения в Киеве достигнет 4 млн. Этот показатель учитывает приезжих или временно находящихся на территории города днем (примерно 200—300 тыс, плюс-минус 100 тыс).
Прогноз на 2025 г. по количеству автомашин на дорогах столицы — около 400 на 1 тыс. жителей. По этому показателю Киев приблизится к нынешнему уровню европейских столиц, например, в Лондоне сегодня — примерно 700 авто на тысячу жителей.
Как в мире
В целом стоит отметить, что названные параметры плана вполне отвечают мировой практике строительства мегаполисов и вписываются в наработанный многими из них опыт по превращению больших городов в удобные и комфортные места для проживания значительного количества людей. Безусловно, главной задачей станет поиск тех самых 500 млрд грн, за счет которых план должен быть приведен в действие. Обойтись без значительных бюджетных вливаний при этом, уверены эксперты, вполне реально. Традиционно в качестве субвенций и дотаций из госбюджета Киев получает около $400 млн — 8% в общей структуре доходов. В многих городах этот показатель существенно выше. К примеру, Нью-Йорку почти 30% поступлений в городскую казну обеспечивают штат и федеральное правительство. В Берлине это примерно 27%. Можно привести примеры развивающихся стран. Бюджет столицы Бразилии формируется из средств национального бюджета на 70%, Каракаса - на 2/3. Многие туристические города Европы получают не более 1%.
Потенциал новых возможных источников дохода еще далеко не исчерпан до конца. Его можно изыскать, к примеру, в введении платы за въезд в Киев большегрузного транспорта или в наведении порядка с парковками. В направлении центра Киева ежедневно движется около 500 тыс. машин. Простые подсчеты показывают, что если ввести плату за въезд в центр города, например, как в Сингапуре на уровне $0,16-2, то Киев сможет ежедневно получать от $80 тыс. до $1 млн. Лондону, к примеру, платная зона в центральной части города приносит в год более $650 млн.
Акцент на развитии дорожной сети – безусловно, важная деталь плана (стоимость реализации мероприятий по развитию транспорта и улично-дорожной сети Киева на ближайшие пять лет, согласно ему, составляет 38,909 млрд грн, или 7,782 млрд грн ежегодно). Сегодня на дороги в Киеве приходится лишь 2% общей площади города. Для сравнения: в Москве они занимают 7% площади города, в Мадриде — 17%, в Лондоне и Нью-Йорке — 20%. При этом два берега Днепра протяженностью 40 км соединяют всего 5 мостов. К примеру, в Париже через Сену (длина в городе — 13 км) построили 37 мостов, в том числе 31 автомобильный и 2 железнодорожных. В Будапеште через Дунай 9 км проложены 9 мостов (7 автомобильных и 2 железнодорожных). Киеву, как и Будапешту, нужны как минимум 9 мостов. Можно упомянуть и метро, которому в генплане отводится должное место. Длина веток киевского метрополитена сейчас достигает 65 км, хотя по нормативам на каждый миллион жителей необходимы 60-80 км таких линий.
Стоит отметить, что с учетом тенденции значительной концентрации населения в столичном регионе, на который приходится львиная доля финансовых оборотов страны, обустройство Киева будет иметь позитивное значение и для экономики в целом. Чем больше инвестиций удастся привлечь Киеву – тем более мощный импульс это задаст для движения вперед аналогичных процессов в более широком масштабе.