19 сентября исполняется 230 лет со дня первого полета воздухоплавателей на шаре. Накануне юбилея «Взгляд» решил выяснить, как поживают отечественные пилоты.
Спорт не для всех
– Во времена Советского Союза очень хорошо развивалось военное и рекордное воздухоплавание. Но простым людям этот вид спорта был недоступен, – говорит вице-президент Федерации воздухоплавания Украины Вячеслав Гардашник. – Это неудивительно, ведь шары – это символ свободы. И по тому, где они появлялись, можно было судить, насколько свободны граждане той или иной страны. Тоталитарные страны не могли позволить своим людям путешествовать по воздуху, это могло приравниваться к шпионству. Но как только люди почувствовали дух свободы, появились первые шары. Я свой привез из Вильнюса в 1990 году. Мне в аренду дал его литовец, который сам его пошил. Шар был тяжелый и зеленый, поэтому я называл его Дубочком.
Сейчас в Украине 72 воздушных шара и всего 40 пилотов. Это связано с дороговизной такого вида спорта. Чтобы пошить шар, способный поднять четырех человек, нужно около 2 га ткани и километр веревок. Для часового полета требуется два газовых баллона. Таким образом, один полет по себестоимости обходится в 4–5 тысяч гривен.
– Но несмотря на такую дороговизну, мы за два года с помощью спонсоров и партнеров перекатали 30 тысяч детей совершенно бесплатно, – говорит Вячеслав. – Не хочу, чтобы им еще в детстве пришло понимание того, что они не могут заплатить за полет.
Посадка в огороде
По статистике воздушный шар – самый безопасный летательный аппарат. Кроме того, он дарит ощущение парения, и только из его корзины можно разглядеть пролетающую мимо птицу и даже сорвать листья с деревьев.
Интересные случаи происходят с пилотами шаров при приземлении. Воздухоплаватели, как анекдот, передают из поколения в поколение историю о пилоте, которого атаковал козел на поле. Животное с разбегу боднуло корзину приземляющегося шара и застряло в ней рогами. Когда же пилот решил приподняться и сесть на другое поле, то потащил за собой и козла.
– Однажды приземлились в Броварах на территории воинской части, – рассказывает Вячеслав. – Были бы серьезные проблемы, но соорганизатором фестиваля воздушных шаров было Министерство обороны. Поэтому от командира части, который примчался с безумными глазами и криками: «Как вы посмели?» – мы закрывались подписанным высшим начальством распоряжением. Все обошлось. Хуже было на соревнованиях в Каменец-Подольском. Все три дня ветер дул в одну сторону, и наш шар приземлялся на один и тот же огород. Чтобы дед-хозяин не ругался, пилоты давали ему пару бутылок пива. Дед уходил довольный, а парни забирали корзину с шаром. Но на третий день к пилотам в огород вышла бабка с лопатой. Лицо у нее было злое, потому что третий день кто-то топчет ее картошку. Но поубивать пилотов лопатой она грозилась не за огород, а за то, что они ее деда пивом спаивали.
Кроме обычной круглой формы, шары могут быть сделаны в виде любого предмета. Часто на фестивалях летают аэростаты в форме продуктов, которые изготовляют фирмы-спонсоры. На московском фестивале воздушных шаров среди обычных аэростатов летала огромная бутылка водки.
– На второй день фестиваля к нам пришел мужчина, явно после хорошей гулянки. Он только тыкал в эту летающую бутылку и говорил: «Мужики, ну так же нельзя». Оказывается, они с друзьями что-то праздновали три дня, и вдруг он утром видит в окне огромную летящую бутылку водки. После этого, говорит, решил бросать пить.
Набирает популярность
В Украине воздухоплавание все больше набирает обороты, стали популярными признания в любви на воздушном шаре, предложения руки и сердца. В Каменец-Подольском, в Крыму и Киеве ежегодно проходят фестивали воздушных шаров.
– В этом году мы летали над Днепром в районе Букринского плацдарма, – говорит Вячеслав Гардашник. – У него кровавая история: во время Великой Отечественной войны там погибло много ребят. Мы на шарах опускались практически к самой воде и оставляли там цветы в память о погибших. Шары над Днепром – изумительное зрелище. Хочу сделать такие полеты ежегодными.