17:17

воскресенье,
22 декабря

Дмитрий Бибиков — градоначальник-капрал

27.03.2013 / 19:22
Дмитрий Бибиков — градоначальник-капрал
 доктор филологических наук, профессор
Служака-самодур лелеял крестьян и ненавидел взяточников

В последние годы столичные градоначальники стали объектами пристального внимания и жесткой критики со стороны киевлян. В связи с этим «Взгляд» начал публиковать серию исторических очерков, посвященных киевским градоначальникам прошлого, их методам управления и анализу их места в киевской истории. В прошлый раз мы обратились к трагикомической биографии Федора Ходыки — главы киевского магистрата в 10–20-х годах XVII века. Сегодня мы воссоздадим противоречивый образ эксцентричного царского служаки Дмитрия Бибикова, по своему разумению опекавшего киевлян и защищавшего права крепостного крестьянства Украины.

Неподкупный
генерал-губернатор

В 1869 году бульвар, проложенный слева от здания Киевского университета, был назван Бибиковским в честь Дмитрия Гавриловича Бибикова (1792–1870), киевского генерал-губернатора в 1837–1852 гг. И хотя в 1919-м бульвар получил свое нынешнее название — Шевченко — многие киевляне помнят его и как Бибиковский.

Бибиков был храбрым офицером, во время кампании 1812 года сражался под Витебском и Смоленском. В Бородинском сражении ему ядром оторвало левую руку, пули поразили правую руку и грудь. Женившись на очень богатой наследнице, он был неподкупен и даже в бытность директором департамента внешней торговли преследовал взяточников-таможенников.

Уезжая из Украины в 1852 году, как оказалось, навсегда, Бибиков заявил в своей речи, обращенной к собранию дворян Юго-Западного края: «Популярности я не искал, любви от вас не имею, но на уважение надеюсь. Позднейшие поколения вспомнят мою службу в этом краю». Почему он полагал, что заслужил добрую память?

Порядок и дисциплина

Бибиков был искренне предан своему государю — надо сказать, что и Николай I симпатизировал ему, видимо, как родственной душе. Бибиков видел свой идеал в служилом дворянстве, к которому сам принадлежал, а вот титулованных особ недолюбливал. По-видимому, ему доставила немалое удовольствие обширная кампания, когда организованная им специальная комиссия исключила из благородного сословия 64 тысячи семей. А что еще было делать, если в Бердичеве раскрыли фабрику дворянских документов, где патенты продавались по рублю серебром?

Социальным же идеалом Бибикова был, по его выражению, «общественный порядок благоустроенного гражданского общества», под которым он понимал чисто выметенную казарму, да чтобы в ней служащие были обязательно застегнуты на все пуговицы. Попадись ему с расстегнутой пуговицей любой киевский военный — и тот сразу отправлялся под арест, если не хуже. При этом Бибиков боролся против любого либерализма, с великолепным пренебрежением в прощальной речи смешивая в одну кучу «революционный дух», «демократические общества» и церковное вольнодумство. Бибиков похвалился тогда: «Я преследовал их со всей злостью... истребил зло, проникшее даже в женские пансионы, и в одном из них, к стыду их и прискорбию моему, я должен был принять отеческие меры». Иными словами, он попросту высек воспитанниц.

Благодетель 
и защитник

В то же время этот держиморда упорно защищал украинских крестьян от гнета польских помещиков, неотступно заставляя панов исполнять манифест Павла I об ограничении барщины тремя днями в неделю. Правда, эта его деятельность была обусловлена не гуманизмом, а имперским патриотизмом: Бибиков всеми силами стремился русифицировать Украину, вытеснить из нее поляков-землевладельцев, а евреев не пускать в большие города. Действовавший в Бердичеве филиал польского банка по его настоянию был ликвидирован, а взамен в Киеве учредили контору Государственного коммерческого банка. Вместо Литовского статута он ввел российское законодательство, а пребывание евреев в Киеве ограничил двумя днями и т. д.

64 000 семей лишились дворянства из-за Бибикова

Об искренности его заботы о крестьянстве свидетельствует и тот факт, что секретный циркуляр Николая I от 1856 года, подтверждавший положение манифеста Павла I, историки называют «бибиковским циркуляром»: Бибиков был тогда министром внутренних дел и энергично пытался ввести в действие положения циркуляра.

Киевское студенчество

Бибиков, в одно время взявший на себя обязанности попечителя киевского учебного округа, не обделял своей заботой киевских студентов, в те годы достаточно буйных. Вопросы науки и методов обучения его не интересовали: как свидетельствует биограф XIX века, занимался он «водворением в студенчестве верноподданического духа, порядка, субординации и дисциплины». В то же время он мог дать поблажку студенту смелому и находчивому. Рассказывали, что однажды прямо на него налетел студент в расстегнутом мундире. Бибиков спросил зловеще: «И куда это вы направляетесь?» Студент ответил: «Вероятно, в карцер, ваше высокопревосходительство». Бибиков улыбнулся и отпустил его.

Просветитель Украины

Это удивительно, но именно хлопотами Бибикова в Киеве были учреждены Центральный архив, Временная комиссия для разбора древних актов при генерал-губернаторе и Постоянная комиссия для описания Юго-Западных губерний. В Центральном архиве было сосредоточено и тем самым спасено для науки колоссальное количество бесценных документов по истории Украины — 
причем архив существует и сейчас. А Временная комиссия для разбора древних актов развернула весьма плодотворную издательскую деятельность. Названная «временной», комиссия между тем проработала до 1921 года, то есть 78 лет! И последний штрих: после смерти Бибикова вдова передала его замечательную библиотеку из 14 тысяч томов Киевскому университету. Это событие невозможно примерить ни к одному столичному градоначальнику за все 22 года независимости Украины.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
22 декабря
21 декабря
20 декабря