Если человеку для выздоровления необходимо употребление скоромной пищи, Церковь никогда ему этого не запретит.
Как сообщает Центр информации УПЦ со ссылкой на портал «Православная жизнь», об этом рассказал преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.
«Отвечая на поставленный вопрос, сначала стоит разобраться с тем, что такое пост. Если в нашем сознании понятие «пост» отождествляется с понятием «пищевая диета», это значит только одно: мы, к сожалению, еще очень далеки от Православия. Понятие поста намного шире и пространнее, чем понятие диета», — сказал Андрей Музольф.
Он отметил, что пост – это не только и не столько пищевое ограничение, сколько контроль человека над самим собой на всех уровнях его жизнедеятельности. «А сюда входит не только пищеварение. Это и эмоции, и отношение к ближним, и многое другое. И считать, будто совершили пост только на основании ограничения себя в пище, весьма глупо», - добавил он.
«Если человеку для выздоровления необходимо употребление скоромной пищи, Церковь никогда ему этого не запретит. Тело человека – это не какой-то рудимент души, но храм Божий. Святой апостол Павел так и пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1 Кор. 3:16–17). Помним пример святителя Иоанна Златоуста, который чрезмерным постничеством в юности подорвал свое здоровье. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин отмечает: в духовной жизни человека опасны обе крайности: и чрезмерное насыщение, и чрезмерное постничество. А по остроумному замечанию одного мудрого человека, если бы спасение зависело только от вкушаемой пищи, то в рай попали бы лишь одни коровы, которые не едят ничего, кроме травы», - добавил преподаватель КДАиС.
Таким образом, по его словам, если человек, находящийся в больнице на лечении, может поститься (здесь говорим именно о посте как диете, ведь ничто не мешает больному человеку соблюдать, так называемый духовный пост, пост «слов, дел и помышлений»), тогда, конечно же, пусть придерживается постовых ограничений.
«Но если такой пост может повредить здоровью, то лучше ослабить его и отложить до более благоприятного времени. Для Бога намного важнее мы сами, чем то, что едим или не едим», - заключил Андрей Музольф.