Президент Виктор Янукович своим указом одобрил Национальную стратегию развития образования на период до 2021 года.
Глава государства поручил Кабинету министров разработать и утвердить в месячный срок план мер по реализации национальной стратегии. Она направлена на повышение качества и конкурентоспособности образования, ускорение интеграции Украины в европейское образовательное пространство.
Учителей стимулируют
В частности, стратегия предусматривает стимулирование качественного педагогического труда.
Так, учителям обещают улучшение жилищных условий, повышение зарплаты «на основании объективной оценки труда согласно требованиям квалификационных характеристик», а так же обеспечение социальных гарантий, определенных законодательством.
Молодым педагогам будет дан «зеленый свет» при приеме на работу и даже денежная помощь. «Трудоустройству выпускников-педагогов и их закреплению на педагогической работе будет способствовать продолжение практики выплаты адресной денежной помощи выпускникам высших учебных заведений», - говорится в документе.
Он предусматривает гарантии трудоустройства для начинающих учителей. «Широкое распространение должен получить порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений на условиях трехстороннего соглашения «выпускник - вуз - работодатель», - утверждается в Национальной стратегии.
Педагоги такие предложения одобряют. «Это позитивные положения, которые помогут повысить уважение к профессии учителя и усилить кадровый потенциал системы образования», - сказал «Взгляду» президент Национальной академии педагогических наук Василий Кремень. Он подчеркнул, что перед министерством образования и науки, которое готовило этот документ, теперь стоят задачи по его реализации.
А задачи эти непростые. Так, все школы, согласно документу, должны быть отремонтированы, обеспечены компьютерными комплексами, их библиотеки пополнены литературой. Сельские школы должны быть обеспечены автобусами. А все без исключения школьники будут получать бесплатные учебники.
Закрытые садики откроют
Учебные заведения всех типов и форм собственности нужно обеспечить практическими психологами и социальными педагогами. Для этого необходимо наладить их подготовку.
Будет усилена и подготовка специалистов для работы в дошкольных и внешкольных заведениях. Им обещают повысить зарплату до уровня школьных учителей.
А для всех без исключения педагогических работников будет разработана система предоставления льготных кредитов на строительство и покупку жилья.
Закрытые в предыдущие годы детские сады возобновят работу, а их сеть будет расширена «до полного удовлетворения потребностей населения». Это означает стопроцентный охват обязательным дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста.
Будет развиваться сеть учебно-воспитательных комплексов типа «садик-школа». В школах будут создавать группы для дошкольников.
Кандидатов наук больше не будет
Для школьников предлагается ввести дифференциацию обучения, усилить профессиональную ориентацию и обеспечить профильное обучение по «индивидуальной образовательной траектории» в соответствии с личными потребностями, интересами и способностями.
Если после этого ребенок будет поступать в вуз, он будет проходить усовершенствованную процедуру внешнего независимого оценивания учебных достижений. Самим вузам при этом обещают расширение автономии, техническое переоснащение. А студентам обещают повысить стипендии с учетом социального статуса и достижений в учебе.
Также планируется увеличение объема ассигнований на научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность в области образования. А финансирование исследований и разработок в вузах будет повышено до уровня не менее 10 процентов общих ассигнований на их содержание.
Реформирование структуры высшего образования предусматривает внедрения таких образовательно-квалификационных уровней как младший специалист, бакалавр, магистр.
Согласно национальной стратегии развития образования, кандидатов наук не будет вовсе. Образовательно-научным уровнем будет считаться степень «доктор философии», а звание «доктор наук» будет считаться научной степенью.
Отметим, что стратегия предусматривает переориентацию приоритетов образования с государства на личность, на последовательную демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса, на европейские гуманистические ценности.