Не раз мы уже поднимали тему судебных разбирательств вокруг многострадального Ильичевского порта. Однако воз, увы, и ныне там. Те, кто пока находятся при власти, продолжают затягивать рассмотрение вопроса, зарабатывая последние крохи, пока не сделали «чемодан-вокзал-Ростов».
Напомним, Черноморский порт никак не может разобраться с судебными тяжбами с ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» (КТИ) и вернуть свои активы. Потенциальные инвесторы таких разбирательств боятся как огня, а потому не торопятся нести деньги в потенциально весьма привлекательное предприятие.
Эта история началась еще в 2005 году, когда Черноморский порт заключил с КТИ договор о совместной деятельности, продолжавшейся в итоге десять лет. В общее дело порт внес имущественный вклад - здания и причалы, которые после расторжения договора о сотрудничестве потребовал вернуть. Кроме того, спорным в итоге оказалось имущество – перегрузочная техника и технологическое оборудование – на сумму почти 152 млн грн. В общей сложности речь идет о 50 миллионах долларов.
Однако КТИ возвращать имущество отказался, поэтому порт вынужден был подать в суд. Но разбирательства в общей сложности длятся уже более двух лет – и ничего не меняется. Частная компания проиграла все споры – суд отказался взыскать с порта их вклад в совместную деятельность, а также признавать право собственности на имущество, приобретенное за счет средств, вложенных КТИ. В настоящее время это имущество, купленное во время сотрудничества с ООО «Контейнерный терминал Ильичевск», входит в инфраструктуру порта.
Осенью 2017 года Одесский апелляционный хозсуд в очередной раз отказался удовлетворять исковые требования КТИ, однако компанию это не остановило – уже по истечении всех сроков на подачу кассации в мае 2018 года она все же подала кассационную жалобу, и суд принял жалобу к рассмотрению. Назначено рассмотрение дела было на 6 ноября, и появился шанс, что на этом имущественные мытарства Черноморского порта закончатся. Вот только в конечном итоге судья Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного суда Елена Кибенко отложила рассмотрение дела на неопределенный срок.
10 апреля в Верховном Суде опять не рассмотрели вопрос. Более того, никто не потрудился назначить новое заседание. Создается впечатление, что ВС сдает порт в аренду, а с того что-то имеет. Иначе чем объяснить нежелание пошевелиться и дать порту вздохнуть полной грудью? Впрочем, все объясняется гораздо проще – суд «прижал» смотрящий за всей судебной системой у Порошенко Александр Грановский. Дана команда затягивать с решением вопроса до тех пор, как или шах, как говорится, или падишах. Сами понимаете, в условиях политической турбулентности не до реверансов. Порошенко и Грановский намерены выцарапать из порта максимум – нужно ведь как-то аккумулировать припасы. Вот Грановский и держит под контролем судебные тяжбы.
В этом деле у него обширная практика. Будучи «правой рукой» Порошенко, Грановский отвечает за подковерное решение вопросов с прокуратурой и судьями.
СМИ много раз писали о том, как он выручает из трудных ситуаций попавшихся на горячем бизнесменов, решая сложные вопросы с государственными органами. Грановский вхож в кабинет к Юрию Луценко, а также к зампредседателю государственной фискальной службы Константину Ликарчуку, а значит, таможня тоже под контролем.
Черноморский порт в поле интересов Грановского не первое крупное предприятие. До того он попал в крупный скандал с Одесским припортовым. Туда соратник Порошенко завел свою помощнику Ольгу Ткаченко, с помощью которой вывел в оффшоры миллионы. И ничего ему за это не было.
Теперь Грановский активно «доит» порт. И, скорее всего, за это ему тоже ничего не будет. Если только у обновившейся власти не дойдут руки до старого пройдохи.
Тем более, что предъявить Грановскому можно многое. Так, НАБУ подозревает принадлежающую нашему герою компанию «Трейд коммодити» в разворовывании бюджетных денег. Речь идет о почти 150 миллионах, украденных при закупке топлива для Минобороны. Также Грановский является фигурантом многих уголовных дел, и не только в Украине, но в и странах Европы, а также Израиле.
Так что нужна лишь политическая воля.
Сколько веревочке не виться…
А тем временем столь длительные судебные разбирательства с частной компанией ставят Черноморский порт на грань выживания. Так, в 2018 году контейнерный терминал порта не переработал ни единого контейнера. Об этом заявила менеджер Офиса Национального инвестиционного совета, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Надежда Казначеева. Она же указала на то, что в 2012 году он переребатывал более 700 тысяч контейнеров.
В порт намеревался зайти самый большой контейнерный оператор в мире – «Hutchison Ports», - который мог бы вдохнуть в Ильичевск новую жизнь. Рассматривала вероятность обосноваться в Украине также известная компания «DP World» и другие крупные инвесторы. Но все они не готовы вложить деньги в порт, который с 2015 года не может разобраться с бывшими партнерами по бизнесу.
О том, что контейнерный терминал в Ильичевске простаивает, хотя совсем недавно делил первое место с терминалом в Одессе, заявил также сооснователь и директор компании RISOIL S.A. Шота Хаджишвили на своей странице в Facebook.
Аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев также отметил, что результатом простоя терминала стал конфликта порта и КТИ.
Вины Черноморского порта тут нет, ведь в итоге все упирается в медлительность и вальяжность украинской судебной системы.
Впрочем, и не только в нее. Источники уверяют, что такие сложности возникли по вине настоящих владельцев ООО «Контейнерный терминал Ильичевск», для которых желание выиграть суды при отсутствии всякой доказательной базы стало делом политическим, а не только бизнесом.
Не секрет, что ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» связано с российским бизнесом. Именно поэтому во времена президента Виктора Януковича компания чувствовала себя в Черноморском порту весьма вольготно, а после бегства экс-президента и начались проблемы. Тогда КТИ стало некому прикрывать из Киева и порт попытался начать работать с ним на рыночных условиях.
Согласно данным Единого государственного реестра, владельцем компании является компания «Транспортейшн Инвестмент Лимитед» (Великобритания), а окончательным бенефициарным владельцем является гражданин России – Андрей Кобзарь.
Полтора десятка лет назад ЧП «Укртрансконтейнер», на базе которого потом и вырос гигант КТИ, являлось «дочкой» российской Национальной контейнерной компании.
В порту не под запись говорят о том, что пробиться сквозь бастионы судебных разбирательств им очень сложно, ведь сторона КТИ не скупится на соответствующие поощрения нужным людям. В конечном итоге они нашли новое прикрытие в Киеве. Надеясь остаться на второй срок, Петр Порошенко еще пытался держать лицо. Теперь же терять ему нечего, а потому Александр Грановский надавил на судей, которые готовы принять решение в пользу КТИ и обеспечить Петру Алексеевичу и его людям источник дохода после потери доступа к бюджетным деньгам.
А ведь дело это политическое - россиянам вовсе не хочется терять такой лакомый кусочек имущества в Украине. Порт является стратегическим объектом, и часть инфраструктуры одного из самых значительных предприятий Украины может перейти в пользование России. Если только НАБУ и СБУ не заинтересуются тем, кто из судей и почему именно так затягивает решение вопроса.
Черноморский порт сейчас практически простаивает. Невозможность развиваться ставить отрасль в Ильичевске на грань банкротства, а потери от невозможности привлечь в порт инвесторов и начать использовать мощности на полную, исчисляются сотнями миллионов гривен ежегодно.
ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» остается «собакой на сене», более двух лет не использующей имущество и не дающей использовать его Черноморскому порту. Тот, кто оседлает в итоге эту «лошадку», выбивающую копытцами золото, обеспечит себе бесперебойный источник дохода.
Есть шанс, что со сменой президента ситуация вокруг порта изменится – и судьи примут наконец обоснованное решение в отношении порта, позволив ему работать. А Порошенко и Грановский получат по заслугам и отправятся жить в северную соседку, в интересах которой ведут теперь дела в Украине.
А Александр Грановский сможет наконец воспользоваться купленным загодя вторым гражданством – румынским. Пусть даже бежать в Румынию придется в багажнике автомобиля.
Евгения Горенская, СпецКорр