Во вторник, 27 марта, в соцсетях объявили флешмоб #ПроверьТорговийЦентр.
«Предлагаю и нам самим проверить все торговые центры, снять на видео и выложить в фейсбук, где проблемы, открыты все двери, есть планы эвакуации, противопожарная сигнализация и т. Д.», - написала пользователь Татьяна Лупова на своей странице в Facebook .
Люди откликнулись и поддержали данную инициативу. Вот некоторые из ответов.
Кукольный театр на Грушевского (Киев)
«Я сегодня была в кукольном театре на Грушевского. Зал был полон детьми. Специально прошлась по пожарным выходам из зала. Все двери были открыты».
ТЦ Большевик (Киев)
«Большевик», кстати, далеко не худший случай, несмотря на всю его запутанность и разветвленность. По всему зданию хожу редко, в основном забегаю в «Мегамаркет», но вижу работающие двери, свободные лестницы (а не только экскалаторы и лифты), да и в самом «Мегамаркете» два выхода для посетителей -–на разные улицы.
ТЦ «Магеллан» (Киев)
«Репостнула я сегодня репортажик одной неравнодушной девушки, походившей по ТРЦ Магеллан, что на Термках, и выяснившей: дела с доступностью эваковыходов в нем обстоят так же, как и в кемеровской «Зимней вишне». При этом было много фото, красноречиво этот факт подтверждающих. Все выходы застроены ларьками либо заперты на навесные замки. Автор поста эмоционально слала проклятия в адрес владельцев-руководителей «Магеллана», но была весьма убедительна. Что и побудило меня, а также десятки других пользователей перепостить его. Но не прошло и пары часов, как в моей ленте обнаружилась зияющая брешь. Ни перепоста, ни моего комментария к нему, ни сообщений в уведомлениях о лайках, комментариях и многочисленных перепостах. Ни-че-го. Оперативная и бесследная зачистка! Как думаете, администрация «Магеллана» постаралась, испугавшись правды о свей халатности-косорукости-жадности?».
ТРЦ «Любава» (Черкассы)
«В противоположной части от кинотеатра нашли малопримечательную дверь с зелёным человечком, нырнули в неё. Увидели длинный коридор с несколькими боковыми дверями, никаких указателей. Попробовать открыть каждую из них не успели, так как нас догнали бдительные сотрудники. На вопрос «что вы хотите» честно ответила – хотим спуститься вниз по лестнице! На что получаю ответ, что лестницы тут нет, и спуститься можно на лифте или по экскалатору. С тем же вопросом подхожу ещё к нескольким сотрудникам, мне сообщают что ещё есть грузовой и «вип» (?!) лифт. Лестницы с 4-го этажа нет. Жаль не сфоткала экскалатор, но там полно пластика и он отнюдь не выглядит надежным средством спуска на случай пожара».
Sportlife Индустриальный (Киев)
«Сегодня в тренажерном зале, который находиться на 4м (самом верхнем) этаже ТРЦ, решил поинтересоваться, как у них обстоят дела с пожарным выходом (про противопожарную систему, сами понимаете, спрашивать бессмысленно).
Диалог вышел потрясающим:
-У меня к Вам просьба: проверьте, пожалуйста, состояние вашего аварийного выхода, который находится в центральной части тренажерного зала (см. фото)
-У нас нет аварийного выхода в зале
-Как? А там где дверь с надписью «выход»
-Он не работает и никуда не ведет
-А как же эвакуироваться в случае пожара?
-Через лифт.
-Ну, Вы же понимаете, что, во-первых, лифт не сможет вывести под две сотни человек, находящихся в зале в вечернее время и, во-вторых, при пожаре он не будет работать! Ладно я, но разве Вам не интересно, как будете спасаться лично Вы при задымленности, панике и давке?
-Слушайте, зачем думать о плохом (!!!!)
...Я ох…. впал в легкое недоумение».
Почему так?
Эксперты объясняют: в Украине действует мораторий на проверку бизнеса, просто прийти с внеплановой проверкой в ТРЦ не могут. Чтобы это сделать, проверяющим нужны или обращения самого владельца, или жалобы со стороны населения о том, что там есть какие-то нарушения.
На проверку дается 10 дней. Естественно, ТРЦ начинает готовиться, включая все системы противопожарной безопасности, оповещения и т.п. А после проверки все «нарушения» возвращаются.
Напомним, пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» начался 25 марта около 16.00. По официальным данным, погибло 64 человека, однако пользователи соцсетей уверены, что реальная цифра намного больше.