За первое полугодие объем частных денежных переводов, которые еще в прошлом году обеспечивали больший приток валюты из‑за рубежа, чем прямые иностранные инвестиции, сократился на 13 % — до $ 3,3 млрд, подсчитали в Национальном банке. Падение трансфертов от частных лиц, пребывающих за границей, стартовало еще в первом квартале. Однако во втором оно ускорилось с 8 % до 18 % к аналогичному периоду 2013 г.
Рикошет от санкций
Заграничных поступлений валюты от частных лиц Украина лишилась преимущественно из‑за России, на которую приходится порядка 36 % денежных переводов через официальные каналы. Объем таких переводов из РФ уменьшился на 14 % — до $ 1 млрд. Таким образом, из $ 435 млн общего падения таких трансфертов треть ($ 160 млн) пришлась на российские поступления. Это может быть связано как с охлаждением украинско-российских отношений, так и с замедлением роста экономики России, которую подтачивают санкции со стороны Запада.
В Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) ожидают, что реальный ВВП России, который вырос на 3,4 % в 2012 г. и 1,3 % в 2013 г., не изменится в текущем году, а во Всемирном банке предполагают стагнацию с ростом на 0,5 %. Именно из‑за подобного ослабления экономики, говорится в сентябрьском отчете ЕБРР «Regional Economic Prospects», в I квартале 2014 г. денежные переводы из РФ сократились впервые с 2009 г. на 5 % — до $ 5,5 млрд (данные Центрального банка России.
При этом больше всего от этого пострадала не украинская экономика, а Узбекистан и Молдова. И чем хуже будет чувствовать себя российская экономика с каждой новой волной санкций, тем значительнее будет риск уменьшения денежных переводов из РФ, отмечают в ЕБРР.
Также заметно уменьшились денежные переводы частных лиц и из низконалоговых юрисдикций. На 32 % сократились трансферты из Швейцарии, на 27 % — с острова Мен, на 21 % — с Британских Виргинских островов, на 18 % — из Кипра, на 10 % — из Панамы. В целом поступления из этих пяти юрисдикций упали на $ 60 млн.
Психологический эффект
Впрочем, часть вины лежит и на НБУ, который активно использует практику запретов и ограничений на валютном рынке, чтобы сдержать девальвацию гривни. В первом полугодии эти ограничения касались или валютных переводов, осуществляемых из Украины за рубеж, или очень крупных переводов из‑за границы. В частности, до середины июля действовало требование об обязательной продаже на межбанке валютных поступлений из‑за границы в пользу физических лиц на сумму свыше 150 тыс. грн.
«Эта мера не влияла на переводы от заробитчан. Как правило, эти деньги приходят раз в месяц и намного меньше в размерах. Но, возможно, НБУ заметил ряд крупных поступлений, для которых и перекрыл канал этими ограничениями», — полагает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Если бы это ограничение распространялось на значительную часть переводов, то на спад в первом полугодии пошли бы только переводы через официальные каналы — корреспондентские счета банков и международные платежные системы, а поступления через неформальные каналы, то есть ввоз наличными, наоборот, выросли бы. Впрочем, по данным НБУ, уменьшились как первые (на 13 % — до $ 2,8 млрд), так и вторые (на 14 % — до $ 453 млн).
А значит, отправителей и получателей переводов отпугнуло не непосредственно это ограничение, а нестабильность банковской системы и экономической ситуации в Украине в целом.
«Многие административные меры НБУ убирают краткосрочное давление на гривню, но в среднесрочной перспективе лишь вредят рынку, вызывая у население нежелание сотрудничать с банками», — считает Жолудь.
Во втором полугодии Нацбанк продолжил принимать меры, не способствующие притоку частных денежных трансфертов валюты в страну. С 2 сентября регулятор ввел обязательную конвертацию инвалютных переводов в пользу физлиц в гривню, чтобы снизить потребности банков в валюте для удовлетворения спроса населения при обналичивании переводов из‑за рубежа.
Как уточняла директор гендепартамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова, во избежание принудительной конвертации получателю перевода необходимо открыть счет в банке. С одной стороны, получателями переводов от украинцев-гастарбайтеров, как правило, являются их находящиеся на содержании родственники, которые не делают значительных валютных сбережений, а полученные средства и так обменивают на гривню и тратят на ежедневные потребности. Но с другой — банкиры опасались, что переводы, которые все‑таки предусмотрены для формирования валютных наличных сбережений, уйдут в тень.
Также остерегались, что даже при поступлении средств через официальные каналы получатели просто станут конвертировать их вновь в инвалюту, не отходя от кассы. После такой обильной критики с 23 сентября Нацбанк отменил эту норму.
Тем не менее сама попытка ее ввести может отпугнуть физлиц от осуществления денежных переводов.