Документ, копия которого имеется в распоряжении издания «Капитал», разработала рабочая группа по оптовой и розничной торговле лекарствам, созданная Гослекслужбой.
Юридический казус
Контролировать наценки на лекарства имеют право две государственные структуры — Государственная инспекция по контролю за ценами и Гослекслужба. Первое ведомство при обнаружении нарушений может штрафовать провинившегося. А вот с функциями второго возник юридический казус. Согласно положению о Гослекслужбе, утвержденному указом президента, ведомство контролирует качество и безопасность лекарств. Этот же орган выдает лицензии на производство и торговлю лекарствами, он же может и отозвать лицензию на нарушение игроком рынка условий договора, в том числе и за превышение наценок на препараты. «Но поскольку Гослекслужба в соответствии с положением о ней не наделена функцией контроля за наценками, то она и решила отказаться от этого контроля», — поясняет член рабочей группы, руководитель Николаевской областной фармацевтической ассоциации «ФармРада» Елена Прудникова. Связаться с председателем Гослекслужбы Михаилом Пасичником не удалось.
Государство начало усиленно регулировать наценки на лекарства еще во время кризиса 2008 г., когда Кабмином руководила Юлия Тимошенко. Исключение было сделано для лекарств, оптово-отпускная цена которых ниже, чем 12 грн за упаковку. Наценка на препараты подороже ограничена. В частности, на лекарства стоимостью от 12 до 100 грн, можно ставить наценку не более 25 % от закупочной цены, 100‑300 грн — 23 % и т. д. Директор компании «Конекс» Александр Мудрый (управляет одноименной аптечной сетью в Винницкой и Хмельницкой областях) отмечает, что под ограничения наценок подпадает примерно половина ассортимента в натуральном выражении.
Минус два
Если Минздрав лишит Гослекслужбу права на проверку уровня оптовых и розничных наценок на лекарства, то фармацевты останутся практически без надзора. Дело в том, что 10 сентября Кабинет министров принял решение о ликвидации Госценинспекции. Но она продолжает функционировать, пока ее полномочия не будут переданы другим ведомствам. Одну из функций Госценинспекции — мониторинг динамики цен (тарифов) на потребительском рынке — Кабмин переложил на Государственную службу статистики, говорит партнер юридической фирмы Marchenko Danevych Борис Даневич.
Однако функцию по контролю за ценами и наценками Кабмин не передал какому‑либо госоргану, и теперь некому будет делать это, отмечает юрист. «Ликвидация Госценинспекции в совокупности с задекларированными планами Гослекслужбы отказаться от контроля за наценками в рамках надзора за соблюдением лицензионных условий, может привести к довольно странной и неожиданной ситуации для фармрынка», — говорит Даневич.
Все равно плюс
Следить за ценами на лекарства может и Антимонопольный комитет. Однако начать проверки он может, как правило, только в случае монопольного повышения цен или картельного сговора.
Важно, что при ликвидации Госценинспекции Кабмин не отменил ограничения по наценке на лекарства, говорит Даневич. В свою очередь Мудрый опасается, что новый госорган, которому могут передать полномочия по контролю за ценами, может провести проверку за все время безвластия и потом «мало не покажется».
Исполнительный директор компании «Аптеки Запоріжжя» Петр Чепель считает, что рынок сам может справится с контролем за ценами: «Считаю, что сегодня в аптечном ритейле сформировалась достаточно конкурентная среда, которая сама регулирует цены». «Лекарства дорожают, а у людей нет денег. Поэтому аптеки, чтобы не отпугивать покупателей, снижают свои наценки», — соглашается Прудникова. По ее данным, за последние полгода средняя наценка в аптеках упала с 25‑26 % до 19 %, при этом рентабельность снизилась почти до нуля.