Сегодня Нацбанк заявил о том, что отключил от работы на валютном Межбанке 8 финучреждений, которые якобы могут быть замешаны в валютных спекуляциях. Теоретически такой шаг регулятора должен был бы оздоровить ситуацию и укрепить курс гривны. Однако, по мнению экспертов, на подобный результат надеяться не приходится.
«Даже если бы НБУ разом остановил все банки в стране, на валютном курсе это никак не отразилось бы. Он, курс, „живет своей жизнью“. В то же время Нацбанк утратил контроль над валютным рынком, Межбанк тоже не влияет на него, как и отдельно взятые банки,— убежден президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.- Объемы торгов на Межбанке смехотворно малы — всего несколько сотен миллионов. Для сравнения — на наличном рынке сегодня обращается около 100 млрд долларов — это почти три годовых бюджета Украины. Эти деньги осели на руках у населения. Именно он — наличный рынок — и диктует сегодня курсовую погоду. Туда же перекочевали и спекулянты».
По мнению аналитика, время банковских спекулянтов ушло — сейчас на арену вышли те, кто формально никак не связан с банками и работает исключительно с наличкой. Они-то и накручивают курс. В обозримом будущем этот курс будет держаться вокруг 12 грн/доллар, убежден эксперт. «Плюс-минус 30-50 копеек — не в счет. Эта цифра «устаканилась», и на не повлияют ни транши МВФ, ни очередные движения со стороны НБУ",— говорит он.
В свою очередь, банки весьма неохотно выходят на торги. Они это делают лишь для того, чтобы купить дорогой доллар и рассчитаться со вкладчиками, как бы накладно для них это ни было. «Банкам — хочешь-не хочешь — приходится рассчитываться по валютным депозитам, доллара остро не хватает, вот они и выходят на Межбанк, а потом их же еще и делают виноватыми,— поясняет Охрименко.
НБУ, оказавшись неспособным повлиять на курс, пытается всячески показать общественности, что он «принимает меры», считает аналитик. Отсюда — отключение очередных 8-ми финучреждений от валютного рынка. Эти банки «получили по шапке», скорее всего, без видимой причины, убежден Охрименко. Такой вывод напрашивается хотя бы потому, что регулятор сохраняет интригу и не хочет обнародовать список этих самых виноватых. Похоже, не все происходит так уж честно и справедливо.