29 ноября Молдова парафировала соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Одним из главных требований к небольшому и небогатому государству было обеспечение контроля своих границ, в особенности – с непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, которая в результате конфликта с Молдовой отделилась в начале 1990-х. Границы нового государства до сих пор не признаны Молдовой, поэтому пограничников и таможенников там нет. Теперь они появятся – ЕС считает, что ПМР может стать источником контрабанды и нелегальных мигрантов. Приднестровцы встревожены и живут теперь как на иголках – многие из них каждый день ездят в Молдову на работу и учебу. Закрытие границ даст возможность Приднестровью требовать признания своего суверенитета, но, с другой стороны, лишит местных жителей рабочих мест и возможности свободно ходить к родственникам в гости.
Границу перекрыли условно
Молдаванка Ирина Сергеева с рождения живет в Дубоссарах, которые в 1990-х годах отошли к ПМР, а работает юристом в кишиневской общественной организации. Даже если границу закроют, в Молдову она переезжать не хочет.
«К нам, наоборот, молдаване переезжать будут, – говорит Ирина. – Коммунальные услуги у нас в 5 раз дешевле, чем в Молдове, газ 80 копеек (0,5 грн) за кубометр стоит. На пенсию на два года раньше, чем в Молдове, можно выйти: в 55 лет женщинам, и в 60 – мужчинам. А пенсия, хоть и маленькая, но Россия всем пенсионерам $15 помощи ежемесячно дает. Вот только зарплаты у нас раза в два меньше, чем в Молдове, да и работу найти сложно, потому и ездим за границу на заработки».
Даже после подписания договора об ассоциации граница между Молдовой и Приднестровьем весьма условна. Молдова ее не признает, поэтому не охраняет. По требованию Евросоюза выставлены таможенные посты, которые должны контролировать законность ввоза и вывоза продукции и наличие документов у пересекающих границу. Молдавских пограничников нет. Со стороны Приднестровья все намного серьезнее. Машины и пешеходов проверяют таможня и пограничники, иностранных граждан просят заполнить миграционную карту, которая позволяет находиться на территории страны не больше 45 суток. Для граждан Молдовы и Приднестровья особо ничего не поменялось – они все так же свободно переходят с одной стороны на другую при наличии документов.
Парадоксы непризнанной республики
Непризнанная республика Приднестровье – единственное в мире государство, так и не вышедшее из состава СССР. Его герб очень схож с советским, а гимн напоминает «Интернационал». Если наведаться в приднестровские города, то схожесть становится еще более очевидной. Время будто остановилось 22 года назад: старые пятиэтажки, квадратная побитая плитка на центральных площадях, сельмаги, памятники Ленину в каждом населенном пункте, дешевые коммунальные услуги, почти бесплатный газ. В стране две коммунистические партии, студентов даже принимают в комсомол. Только новенькие иномарки и реклама на стенах домов напоминают, что на дворе XXI век. Безработица зашкаливает, средняя зарплата составляет $200, пенсии – $70-150. На рынках можно рассчитываться приднестровскими и российскими рублями, молдавскими леями, украинскими гривнами, долларами и евро. Местные жители настолько хорошо ориентируются в курсах валют, что тут же переведут вам цену и дадут сдачу в местных рублях. Но самое удивительное – будучи гражданами непризнанного государства, жители Приднестровья чувствуют себя своими во всех соседних странах. В среднем каждый приднестровец имеет 5 паспортов и гражданств: приднестровское, молдавское, украинское, российское и болгарское. Очень удобно при пересечении границ, когда часто приходится ездить на заработки в соседние страны. Но это не нравится молдаванам. Жительница Кишинева Мария Сырбу считает, что такое количество паспортов дает возможность для махинаций.
«Самое безобидное, что они делают, это перегоняют машины с запада, пользуясь болгарским паспортом, переоформляют их и продают в соседние государства по вдвое большей цене. Но бывают же ситуации, когда человек совершил преступление на территории одной страны, а потом сбежал в другую, пользуясь другим своим паспортом».
На учебу – за границу
Официально в Приднестровье три государственных языка: молдавский, украинский и русский. На них преподают в школах и вузах. Но все стараются устроить детей в школы на территории Молдовы. Ольга Криворучко из Дубоссар каждый день возит группу детей в школу через границу и забирает обратно.
«В приднестровских школах молдавский язык преподается на кириллице, а если выпускник хочет поступить в молдавский университет, то экзамены ему придется сдавать на латинице, – говорит Ольга. – Русские дети могут выехать и поступить на бесплатное обучение в Россию, украинцы – в Украину. А мы с письмом на кириллице можем обучаться только в приднестровских университетах, дипломы которых не признаются в других странах. А для нашей молодежи это очень важно, ведь в стране нет работы, и приходится искать ее в соседних государствах».
А В ЭТО ВРЕМЯ
Село, проданное на органы
В молдавском селе Менжир часть селян живет с одной почкой. По неофициальным данным, таких людей около сотни – каждый третий житель села. Это не природная аномалия. Вторую почку эти люди продали 10 лет назад черным трансплантологам за $2-3 тыс. каждый. На операцию добровольцев, подписавших документы о безвозмездном дарении органа, отправляли в частные клиники Турции. Люди сознаются, что на такой шаг их толкало безденежье – в то время в селе зарплата $25-30 считалась хорошей. Такие же случаи были зафиксированы в соседних селах Кагуле и Чимишлии. На сегодняшний день продажа донорских органов запрещена, но люди продолжают зарабатывать на своем теле. По слухам, женщины ездят в клиники Санкт-Петербурга выращивать эмбрионы для производства стволовых клеток, которые потом используются для лечения и выращивания новых органов и в производстве косметических препаратов.