В охладевших отношениях между «Нафтогазом» и «Газпромом» лед тронулся. Глава «Нафтогаза» Евгений Бакулин и руководитель «Газпрома» Алексей Миллер вчера встретились в Москве и попытались перевести диалог между компаниями в конструктивное русло.
Говорили о проблеме поставок и оплаты голубого топлива, принадлежности газа, который был отправлен в наши газохранилища в октябре. Несмотря на то что основным покупателем энергоресурсов была компания Дмитрия Фирташа «Ostchem», «Газпром» настаивал, что «Нафтогаз» должен оплатить весь импорт.
По словам энергетического эксперта Валентина Землянского, вопрос октябрьских закупок в ходе переговоров удалось уладить.
«„Газпром” признал, что госкомпания закупила всего 1,4 млрд кубометров из 3,2 млрд. Кроме этого, компании должны были определиться, будет ли «Нафтогаз» заниматься поставками голубого топлива в Украину до конца этого года или же импортировать энергоресурсы будет только «Ostchem», – сообщил эксперт.
По его словам, участники встречи обсудили возможность погасить августовский долг до конца года. А вот вопрос пересмотра объемов обязательных закупок, как считает Землянский, будет решаться на уровне президентов.
Сократим потребление
Эксперты убеждены: Украине больше не нужно такое количество газа, которое предлагает северный сосед.
«В дальнейших переговорах нужно делать упор на том, что объемы закупок и дальше будут падать. Ведь в стране внедряются энергоэффективные технологии – потребление сокращается. Это единственный весомый аргумент», – заявил Землянский.
Закупать газ по нынешним ценам и в прописанных договором объемах нашей стране, как известно, невыгодно. Россияне, однако, не готовы идти на уступки. Это и заставило Украину сначала снизить объемы закупок, а потом и вовсе отказаться от голубого топлива из России (см. «Взгляд» от 12 и 13 ноября).
Не способствует потеплению отношений и тема августовской задолженности «Нафтогаза» за голубое топливо, поднимаемая россиянами. И хотя министр энергетики Эдуард Ставицкий заявил, что Украина погасила 20% долга, сократив общую сумму задолженности до $700 миллионов, «Газпром» продолжает выдвигать претензии.