Наши товары с 28 октября не могут попасть в Россию. На пунктах пропуска в Донецкой и Луганской областях – километровые очереди из фур. В Новоазовском пункте скопилось больше 100 грузовиков, и хоть пару десятков поместили в отстойник, остальные стоят в пробке прямо на дороге. В соседнем, Довжанском, водители угрожают протестами: на улице холодно, нет ни туалетов, ни воды.
«Питаемся в складчину: посылаем кого-то одного в Новоазовск за едой и водой. Так и стоим», – рассказал «Взгляду» дальнобойщик Руслан, который везет груз из Киева в Россию.
В очереди – несколько десятков машин со скоропортящимися продуктами. А рефрижераторы не могут подолгу стоять без движения.
«Я везу химикаты из Польши, они-то хранятся хорошо. А соседняя фура с фруктами вынуждена была вернуться обратно, иначе все испортилось бы», – описывает ситуацию водитель Алексей Корнилов.
Проблемы появились четыре дня назад, когда таможня РФ отменила действие спецкнижек международных перевозок. Они выступали гарантией уплаты таможенных сборов, позволяли перевозить грузы через границу по упрощенной процедуре. Прицепы не распечатывали и не досматривали. По таким правилам фуры ездят по всей Европе.
Возможная причина – передел рынка в РФ: таможня отказалась от услуг Ассоциации перевозчиков, которая выдавала книжки раньше. Теперь их будут продавать частные компании. Но не исключена и политическая составляющая.
«Этот запрет – давление из-за ассоциации c EC», – считает профессор политологии НаУКМА Алексей Гарань.