Баронесса Маргарет Тэтчер, привыкшая потрясать мир, вчера сделала это в последний раз. Несмотря на то, что Железная Леди, как ее называли в годы премьерства, давно и серьезно болела, ее смерть после внезапного инсульта потрясла всех: семью, коллег, друзей. Уже через несколько часов ее дом в Лондоне завалили телеграммами с соболезнованиями не только из Британии, но из всех стран Европы. Еще бы, ведь в блогах пишут: невозможно представить Европу без Мэгги.
Тэтчер была не просто единственной женщиной—премьером Великобритании, она стала эталоном европейской леди-политика, который уже после ее ухода на покой многократно и предельно точно копировался — вспомнить хотя бы пакистанского премьера Беназир Бхуто.
Вовсе не сказочная фея, неуступчивая и резкая, пользующаяся женским очарованием, как оружием в политической борьбе. «У нее глаза Калигулы и уста Мэрилин Монро», — так отзывался о ней экс-президент Франции Франсуа Миттеран.
В 2008 году украинские и мировые СМИ тиражировали фото из лондонской резиденции Тэтчер: в обнимку с Юлией Тимошенко. Кстати, Тэтчер в отличии от ряда других европейских политиков Тимошенко никогда не покровительствовала, она вообще отошла от дел в 2002 году, после первого инсульта. Но ее покровительство и не требовалось: достаточно было одной этой фотографии, чтобы Европа «признала свою». А взять цитаты: «Женщины гораздо лучше мужчин умеют говорить „нет“», «Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык» или знаменитое «Нужно хорошо изучить своего врага, тогда однажды можно превратить его в друга». Не зная, кто сказал эти слова, можно было бы приписать их украинскому экс-премьеру.
А вот интересная история, которую рассказал «Взгляду» первый посол Украины в Великобритании (1992–1998) Сергей Комиссаренко:
— Однажды во время визита в Советский Союз Тэтчер увидела уборщицу у посольства и начала с ней запросто беседовать о ее жизни, зарплате, семье. После 20-минутного общения с британским премьером уборщица была вся в слезах от умиления, ведь до этого ее вообще никто в посольстве не замечал.
Юлия Владимировна во времена своего премьерства тоже любила общаться с людьми из народа. Может, отсюда и харизма?
Но Маргарет Тэтчер точно знала момент, когда надо договариваться и сдаваться. Свидетельство тому — ее отставка с поста премьера ради единства партии. Юлия Владимировна всегда стояла до последнего. Может быть потому, что Тэтчер думала о стабильности, а Тимошенко — о том, что потеряет?
ФОТО: Железная леди, которая изменила свою страну