17-летний Ярослав Бых из Чернигова стал лауреатом международного конкурса пианистов во Франкфурте-на-Майне. Даже для обычного музыканта это весомое достижение – а у Ярослава с рождения парализована правая рука.
– Я была счастлива, что Ярослав выжил, – говорит его мать, Оксана Бых. – Ведь он родился 7-месячным, врачи не давали никаких гарантий. Ручки болтались вдоль тела, он не мог ничего ими делать.
Когда мальчик пошел в детский сад, начал проявляться его музыкальный талант. Он барабанил пальцами по столу, изображая игру на пианино. При этом правую руку клал рядом и водил ею по столешнице.
– У него было такое сильное желание играть, что мы подарили ему маленький синтезатор, и Ярослав подбирал мелодии на слух. Однажды наиграл мелодию из фильма «Бандитский Петербург». Очень просил записать его в музыкальную школу. Учителя при прослушивании говорили, что у него идеальный слух, но косились на ручку и отказывались принять.
Ярослав с нетерпением ждал, когда пойдет в школу. Надеялся, что на уроках музыки его обучат нотам. Но после первого же урока разочаровался. Пришел домой и заявил, что в школу больше не пойдет, потому что нотам там не учат.
– Ноты я потом сам выучил, – говорит Ярослав. – Брал у мамы старенький телефон, а там игра была, где по нотам можно было мелодию подобрать. Так и обучился.
Преподаватель Наталья Савельева не побоялась взяться за обучение мальчика. Все каникулы он проводил за инструментом по несколько часов в день. Мама заметила, что когда сын играет, его пальцы шевелятся.
– Ему очень трудно дается игра, – говорит Оксана, – потому что правой рукой он почти не может нажимать на клавиши, и ему приходится надавливать всем телом. Очень тяжело, но он старается.
Когда Ярославу было 9 лет, он отправился на областной конкурс пианистов и занял первое место. В этом году он поступает в Киевскую консерваторию. Из 600 возможных баллов он набрал 596.
– Для меня остается загадкой, откуда у сына этот дар, – говорит Оксана. – Ведь никто в нашем роду не увлекался музыкой. Я рада, что он будет учиться в консерватории, но это и тревожит меня. У него большие нагрузки на руку, поэтому регулярно нужна терапия: массаж, плаванье. А в Киеве все это стоит дорого.
Делать операцию, как советуют врачи, Ярослав не хочет. Нейропластику, которая могла бы возобновить функции руки, делают не позже, чем через полтора года после травмы. А другой вид операции – ротация кости или мышц, вернет руке подвижность, но может повредить разработанным пальцам пианиста.