К Стратегии реформирования государственного управления Украины на 2016–2020 годы МВД приобщилось разработкой законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно имплементации законодательства и определения перечня административных услуг, предоставляемых территориальными органами Министерства внутренних дел)", который предусматривает много изменений для многочисленной армии украинских водителей.
Речь идет о новых водительских удостоверениях с электронным чипом и ограниченном сроке их действия, смене процедуры получения прав и новых отметках в них. А еще — об аккредитации для автошкол и инструкторов, изменениях при сдаче экзаменов, новых категориях транспортных средств и правилах для водителей-новичков. А для должников — ограничения при регистрации купли-продажи транспортных средств.
Реализация указанных норм, как надеются разработчики закона, будет способствовать созданию надлежащей транспортной политики относительно получения водительских удостоверений, повышению безопасности дорожного движения и свободному передвижению наших граждан.
Одним словом, реформа масштабная и, помимо всего прочего, предусматривает подорожание админуслуг. Чтобы она не свалилась на громаду как снег на голову, МВД решило заранее разместить законопроект на своем официальном сайте. Замечания и предложения к проекту от физических и юридических лиц, их объединений принимаются в течение месяца с даты публикации в письменном или в электронном виде.
Документ вызывает значительную заинтересованность, поскольку затрагивает широкую сферу жизнедеятельности, касающуюся не только водителей, но и всего общества (все мы если не водители, то пассажиры). Сегодня автомобильная система Украины насчитывает более 9,2 млн транспортных средств, в том числе: 6,9 млн легковых автомобилей, около 250 тыс. автобусов, 1,3 млн грузовиков, свыше 840 тыс. единиц мототранспорта.
Адаптация или сближение?
Итак, обсуждать действительно есть что и есть с кем. К тому же изменения давно назрели, да и продиктованы они не только внутренними потребностями, но и обязательствами перед международным сообществом. После завершения процесса ратификации Соглашения об ассоциации Евросоюз имеет право требовать выполнения взятых нашим государством обязательств. То есть Украине обязательно нужно внести в отечественное законодательство изменения, которые дадут возможность адаптировать наши правила под европейские стандарты.
В частности, это касается имплементации законодательства ЕС в сфере выдачи водительских прав. Речь идет о внедрении двух европейских директив 2006/126/ЕС и 2003/59/ЕС. Первая касается формы и правил выдачи водительских удостоверений, а вторая — регламентирования правил выдачи документов на управление транспортными средствами категории C и D, т.е. коммерческого транспорта.
Однако относительно этого существует и другая точка зрения. Дескать, никаких конкретных обязательств Украина на себя не брала. Есть только рекомендации по сближению нашего законодательства с европейским. К тому же директивы несколько раз менялись, даже уже после согласования окончательно текста Соглашения о евроинтеграции, поэтому не обязательны для страны, которая не является членом ЕС.
Но что бы там ни говорили, законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно имплементации законодательства и определения перечня административных услуг, предоставляемых территориальными органами МВД)" разработан в евроинтеграционном русле.
Что касается новых водительских прав, то их смогут получить все желающие 16–18–20–21–24 лет (в зависимости от категории транспортного средства), которые достигли определенного возраста, успешно прошли медосмотр, сдали теоретический и практический экзамен.
Внешне удостоверения мало чем будут отличаться от нынешних, однако будут иметь очень существенное отличие — бесконтактный электронный носитель (чип). Это должно обезопасить документ от подделок. Какие данные будут вноситься на электронный носитель, пока точно не известно. Однако, по словам начальника Главного сервисного центра МВД Владислава Криклия, вероятнее всего, продублируют визуальную информацию: фамилия, имя, отчество, фото водителя, дата рождения, образец подписи, дата выдачи документа, открытые категории на право вождения транспортных средств. Сейчас с этим окончательно не определились. Возможно, все пропишут в отдельных нормативных документах уже после принятия законопроекта.
Сокращенный вдвое срок действия
Что касается обеспечения водителей новыми документами, то, в случае одобрения закона, проблем с выпуском чипованных удостоверений не будет. В сервисных центрах МВД уже есть соответствующее оборудование. И оно будет задействовано не только в период массовой замены водительских прав. Дело в том, что срок действия новых удостоверений планируют сократить вдвое (с 30 лет, действующих теперь, до 15).
В частности, право на управление транспортными средствами категорий АМ, А1, А2, А, В1, В и ВЕ будет предоставляться сроком на 15 лет, а на управление транспортными средствами категорий С1, С1Е, С, СЕ, D1, D1Э, D, DЕ, Тb и Tm — на 5 лет.
То есть в Украине срок 15 лет предлагается для обычных водителей, а для тех, кто задействован в пассажирских и грузовых перевозках, — хотят снизить до пяти лет. Такие нормы действуют в большинстве европейских стран, где права обновляют каждые 10–15 лет для автолюбителей, и каждые 5 лет — для водителей коммерческого транспорта (грузовиков, автобусов).
В дальнейшем после истечения срока действия прав водитель должен пройти медицинский осмотр. И если со здоровьем все обстоит благополучно, права выдадут снова. В Европе практикуют такую норму: чем старше водитель, тем чаще он проходит медосмотр (2–5 лет). У нас пока не пришли к единому мнению по этому вопросу.
Новичков тоже ждет сюрприз. Права для водителей, которые будут получать их впервые, будут действительными на протяжении двух лет. Ездить новички должны со скоростью не более 70 км/ч и без происшествий. Потому что только после истечения этого срока, если не совершили более двух нарушений ПДД, они смогут получить права на 15 лет и без ограничения скорости.
Права на "автомат"
В законе предполагаются изменения не только относительно получения прав, но и относительно самого обучения. Скажем, водитель, который учился в автошколе на машине с автоматической коробкой передач, будет иметь право ездить только на таких авто. Обмануть патрульных не удастся, ведь в правах будет отметка о разрешении только на "автомат". Если же возникнет желание ездить на обоих типах машин, придется дополнительно сдавать практический экзамен.
Но водители, обучавшиеся и сдававшие экзамен на авто с механической коробкой, будут иметь право управлять двумя типами автомобилей.
Похоже, дойдут руки и до автошкол. О том, что с ними не все обстоит благополучно еще с советских времен, знают все. Ситуация с годами усложнилась еще больше. Многие водители, закончив обучение, не знают элементарных вещей: не включают повороты, не чувствуют габаритов своего автомобиля, не ориентируются на сложных перекрестках, создавая беспричинно километровые заторы. Все это свидетельствует не только о незнании новичков-водителей, но и о низкой квалификации инструкторов и коррупционной составляющей — покупке прав вместо обретения знаний.
Несмотря на это, автошколы в Украине до сих пор являются неотъемлемой частью официального процесса обучения и получения водительских прав. Перед сдачей экзаменов в МРЭО претенденту необходимо предоставить справку об окончании курсов в автошколе.
Аккредитация и персональная ответственность
Согласно новому закону, будет внедряться аккредитация автошкол, в которых будут работать только сертифицированные инструктора. Они будут внесены в специальные реестры, где каждый сможет быстро и бесплатно их найти и проверить, не попав в переплет при выборе будущего места обучения.
К тому же учить будущих водителей смогут и отдельные аттестованные специалисты. Они будут нести персональную ответственность за плохую подготовку своих подопечных. В случае низкого уровня знаний учащихся их инструктору придется досрочно пройти переаттестацию.
Есть и еще смелые предложения. Например, заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Лев Парцхаладзе выступает за то, чтобы автошколы не были обязательными в процессе подготовки водителей. Чиновник уверен, что это ограничит бюрократические механизмы и снизит коррупционные риски. Дескать, есть специальные компьютерные программы, по которым можно своими силами изучать правила дорожного движения.
Семнадцать европейских категорий
Однако вернемся к законопроекту. Его нормы предусматривают введение новых и детализацию имеющихся категорий транспортных средств. Всего категорий будет семнадцать, и будут определять их в зависимости от веса транспорта, количества мест, двигателя и т.д. Классификация станет идентичной европейской.
В Украине появятся категории водительских прав на мопеды со скоростью до 50 км/ч, квадроциклы, трамваи и троллейбусы. В обращение войдут понятия низших и высших категорий транспортных средств и понятия сопоставления категорий. Кроме того, будет создана база перевозчиков, транспортирующих опасные грузы.
Следует обратить внимание и на то, что удостоверение водителя категорий C1, C, D1 и D будут выдаваться только лицам, которые уже имеют право на управление транспортными средствами категории B. Такое требование не будет касаться военнослужащих срочной военной службы, лиц рядового и младшего начальствующего состава службы гражданской защиты. А на удостоверение категорий BE, C1E, CE, D1E и DE будут иметь право только лица, уже имеющие право на управление транспортными средствами категорий B, C1, C, D1 и D, соответственно.
Что касается стоимости услуг, то сейчас в сервисных центрах МВД действуют цены, утвержденные правительством еще в 2012 г. Конечно, с тех пор себестоимость услуг возросла, некоторые даже утверждают, что на более чем 100%. Поэтому, дескать, цены нужно привести к экономически обоснованному уровню. Для этого необходимо увеличить административный сбор и привязать его к прожиточному минимуму.
Но как только об этом зашла речь, сразу сработала старая поговорка об аппетите, который приходит во время трапезы. И если сначала речь шла о подорожании до 5%, затем — на 10–20%, то теперь говорят о повышении цен вдвое. Например, если сегодня стоимость регистрации авто — от 485 грн для отечественных автомобилей до 520 грн для иномарок, то по новым тарифам надо будет заплатить от 1112 грн и больше, в зависимости от сроков регистрации и ряда других нюансов.
Деньги — в обмен на скорость
Возрастут в цене не только обязательные платежи, но и прихоти. Скажем, т.н. блатные номера, которыми любят хвастаться "крутые". Для них комбинация из четырех одинаковых цифр в номере будет стоить 27 795 грн, или 15 прожиточных минимумов. Три одинаковые цифры подряд потянут на 9 269 грн, а не подряд — на 3 706 грн, два нуля в начале номера — 7 412 грн и т.д.
Неприятности ждут должников. Прежде всего недобросовестных алиментщиков, да и вообще всех лиц, включенных в Единый реестр должников. Для них наступят нелегкие времена: зарегистрировать авто, купить, подарить, обменять, снять с учета и даже приобрести номер они не смогут. В проекте закона предусмотрен прямой запрет любых регистрационных действий для авто, чьи владельцы — должники. Двери сервисных центров для них будут закрыты.
И это далеко не все изменения, предусмотренные в новом законопроекте. Однако противников нововведений уверяют в необходимости таких трансформаций (об этом говорится в объяснительной записке к закону) и успокаивают, обещая, что замена прав не будет безотлагательной (это уже указано в переходных положениях документа). Там, в частности, прописано, что удостоверения водителя, которые были выданы до дня вступления в силу этого закона, являются действительными до окончания срока их административной действительности и не подлежат обязательному обмену, кроме случаев, предусмотренных законодательством. А вот удостоверения водителя с распознавательным знаком SU (СССР) и удостоверения тракториста-машиниста, выданные в республиках бывшего Союза, будут считаться удостоверениями иностранного государства.
Следует напомнить, что нынешние украинские права пригодны для поездок в Европу. Ситуация может измениться, когда введут новые удостоверения европейского образца. Поэтому волноваться по поводу как поездок за границу, так и запланированных реформ не стоит. Постепенно мы привыкаем к изменениям, которые Украина уже ввела в дорожно-транспортной отрасли.
Так, вместо ликвидированной в 2015 г. ГАИ наконец создали в 2017-м дорожную полицию. Со сверхусилиями, но решились на ограничение скорости в населенных пунктах не выше 50 км/ч и даже вернули на дороги радары (Trucam). Правда, приборов еще мало, однако на самых опасных участках они уже действуют. Планируется оборудовать радарами еще и патрульные машины, чтобы фиксировать нарушения во время движения полицейских. Рано или поздно на улицах появятся обещанные правительством автоматические камеры наблюдения.
В прошлом году осенью стартовала и реформа парковки, которая дала возможность снимать нарушения на фото или видео и выписывать штрафы. Причем это могут делать заочно, оставив копию постановления на лобовом стекле, а оригинал прислав владельцу авто по почте. Именно он будет считаться виновником, даже если неправильно припарковался кто-то другой на его машине.
И это далеко не весь перечень нововведений последних лет. Среди них есть довольно радикальные меры. Например, уголовная ответственность за вождение в нетрезвом состоянии. В конце прошлого года парламент одобрил законопроект №7279-д, которым административное нарушение заменили на уголовное (вместо ст. 130 в Админкодексе появилась новая в Уголовном — №286-1).
За вождение автомобиля в нетрезвом состоянии существенным образом возросли штрафы: от 1 до 2 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (17–34 тыс. грн) с лишением права управлять автомобилем на срок до трех лет. Если водитель повторно сядет за руль "под мухой", ему грозит штраф до 51 тыс. грн и лишение прав на срок от двух до трех лет. А вот наказания для нарушителей скоростного режима не изменились. Штраф на сумму 225 грн грозит за превышение скорости более чем на 20 км/ч и 510 грн — на свыше 50 км/ч.
Есть деньги — быстрее едешь — больше платишь…