Кто-то выбирает для себя бизнес на вырубке леса, кто-то наложил лапу на энергоресурсы, а кто-то видит себя феодалом третьего тысячелетия, ловко оперируя землями государственного значения с вполне определенными корысными целями. К примеру, мэр (теперь уже в прошлом) Ирпеня по имени Владимир Карплюк, который не смог пройти испытание медными трубами.
Как выжать деньги из тотальной застройки города – мастер-класс от Карплюка
Мы не станем сходу пририсовывать рога и клыки экс-градоначальнику Ирпеня, поскольку он продолжает проявлять заботу о родном городе, даже отойдя от дел. Забота эта выразилась в обнародовании Генерального плана развития города, в связи с чем были объявлены общественные слушания. Но при этом широкая общественность, как ни парадоксально, оказалась не в курсе существования проекта Генплана, поскольку господин Карплюк (к этому времени пересевший из мэрского кресла в председатели инвестсовета города) не посчитал нужным донести до людей информацию.
При всем этом Владимир Андреевич и компания, в поте лица работая с июня прошлого года над градостроительным документом, якобы настойчиво приглашали к участию землевладельцев и тех, кто этой землей пользовался, выступить с идеями и предложениями. Якобы с целью внести наиболее интересные в Генплан, которым, повторимся, власти не хвастались.
Слушания назначили на 30 ноября. Глядя на организацию этого мероприятия, складывается впечатление, что речь шла о тайном сборе подпольщиков в смутные времена: информация о слушаниях в горсовете появилась только накануне вечером 29-го числа. То есть менее чем за сутки. Очевидно, это делалось для того, чтобы неугодные люди, способные задать неудобные вопросы и назвать все своими именами, не услышали о наполеоновских планах властей. На это указывала и организация регистрации желающих присутствовать на слушаниях: в день Х в 13.00 был старт, а спустя час регистрация уже закончилась.
Нелегкую во всех смыслах функцию конферансье и председателя этого феерического шоу взял на себя Владимир Карплюк. Под акомпанемент криков «Ганьба!» он возвестил о волшебном превращении Ирпеня в «город-сад» с инфраструктурой, которой позавидуют даже столичные районы. А кто не согласен с радужными перспективами, того выведут под белы рученьки доблестные правоохранители. И нечего тут демократию разводить.
Но смех смехом, а речь идет – по крайней мере, на бумаге – о 14 детских садах, 7 школах, одна из которых задумана со спортивным уклоном, и кучей многоэтажек для счастливых семейств. Причем строить их планируют даже за пределами Ирпеня и даже там, где их строить не очень-то и можно в силу различных факторов.
Эффект от деталей Генерального плана, которые, видимо, решили преподнести как сюрприз, полностью оправдал себя: людям стало ясно, что речь идет о стихийной застройке вопреки всякой логике.
Что делать и кто виноват? Отвечает Владимир Карплюк
Кто же виновен в этом строительном хаосе? Экс-главе Ирпеня не хватает пальцев на руках, чтобы перечислить всех. В первую очередь, это «папередники», которые только и делали, что разбазаривали казенные земли - так и правда никаких волостей не напасешься. Теперь чуть ли не лично приходится упрашивать землевладельцев передать в коммунальную собственность города свои участки (кстати, интересно, на каких условиях). Также среди тех, кто довел – пусть и косвенно – ситуацию до нынешней печальной, всякие активисты-журналисты, сующие свои носы куда не просят и жонглирующие цифрами и фактами, как им заблагорассудится. Короче говоря, виноваты все вокруг, а Владимиру Андреевичу впору примерять на себя плащ Супермена или другого супергероя, вызвавшегося помочь страждущим горожанам, изнывающим в отсутствие новой плотной застройки.
Однако учитывая то, с каким букетом нарушений велась подготовка как самого Генплана, так и слушаний по нему, радужная картина по благоустройству Ирпеня смывается, как акварель на картине под проливным дождем. И вместо этого зрители видят истинное полотно кисти Карплюка.
Начнем с того, что организация слушаний не делается впритык к намеченной дате - оповестить общественность чиновники обязаны не позднее недельного срока. Проведение слушаний в помещении, не способном вместить всех желающих (а принять участие имеет право любой гражданин Украины и без регистрации на мероприятие), также наводит на мысль об имитации демократического подхода господином Карплюком. В противном случае были бы назначены дополнительные слушания и в помещении несколько большего размера, чтобы не напоминали очередь в ликеро-водочный магазин советских времен.
Волей-неволей напрашивается вопрос: зачем все это Карплюку, который уже не стоит у руля Ирпеня, но продолжает тревожиться о любимом городе? Будучи лидером партии «Новые лица» (название само по себе настораживающее), Карплюк намерен заняться заготовкой наличных для избирательной кампании – ведь выборы в парламент не за горами. И сделать это проще всего, пойдя по проторенной дорожке - за счет тотальной застройки города, которым он недавно управлял. Таким образом, можно убить двух ушастых: получить неслабый бюджет на парламентские игрища под названием «выборы» и хапнуть щит депутатской неприкосновенности, задача которой – уберечь нашего героя от возможных последствий ряда подвигов прошлого. А их в анамнезе у нашего пациента достаточно.
В частности, история со сладеньким участком ирпенского леса площадью 15 га. Первым глаз на него положил еще в 2006 году тогдашний мэр из «Партии регионов», тезка Карплюка – Владимир Скаржинский. Но в 2012 году ирпенская прокуратура через Киевский хозсуд добилась запрета любых строительных работ и признания всех решений горсовета Ирпеня незаконными. В 2015 году тем же горсоветом уже под командованием Карплюка была проведена модная на тот момент декоммунизация. А именно – переименование адреса участка леса из улицы 3 Интернационала в Соборную. Это позволило регистрационной службе Киево-Святошинского района с легким сердцем снова передать участок в коммунальную собственность. Годом позже всплыла любопытная информация: люди Карплюка якобы занесли в эту службу 28 тысяч долларов, чтобы, так сказать, стимулировать чудесную передачу в коммунальную собственность этого участка леса.
Но тут в дело вмешалась уже столичная прокуратура, и лес избежал вырубки деревьев и варварской застройки, повторно вернувшись на баланс госпредприятия «Киевское лесное хозяйство».
Попытка Карплюка попиариться на этом фоне выглядела несколько неуклюже: мол, мы вернули лесную зону для рекреации и прочее, хотя это больше заслуга прокуратуры, инициировавшей процесс.
К слову, ранее Карплюк «потренировался» на Буче – имя ирпенского мэра связывали с массовой застройкой этого населенного пункта и в этом контексте – со строительными конторами ООО «Сарафан», ООО «Будрегионинвест» и ЧаАО «Мелиоратор». Шумную огласку приобрел строительный скандал с изменением целевого назначения участка леса площадью – ни много, ни мало – 890 га. Каша, заваренная Карплюком и Федоруком, превратилась в уголовное производство, а лес вернули государству.
Такая бурная деятельность Владимира Андреевича давно стала предметом живого интереса среди представителей СМИ и активистов, раскрывающих «фокусы» иллюзиониста Карплюка. Совершенно очевидно, что они нащупали, где горячо, ведь «титушки» Карплюка и его кума, а по совместительству – мэра Бучи Анатолия Федорука угрожали расправами и даже воплощали эти угрозы в жизнь. Об этом во всеуслышание заявила депутат от фракции «БПП» Ольга Червакова, получив многочисленные обращения с просьбой о помощи. Червакова призвала полицию обеспечить активистам надежную охрану и «наехала» на разобидевшегося Карплюка, уверявшего, что он здесь ни при чем и все это гнусные инсинуации.
Тем не менее, весь этот костер не разгорелся бы так ярко, отреагируй на него правоохранители на местах. Но на этот случай предприимчивый господин Карплюк позаботился о надежной «крыше» в лице начальника Департамента Генпрокуратуры по особо важным делам в сфере экономики Владимира Гуцуляка. Это он взял в свои умелые руки дело о переводе в коммунальную собственность в 2015 году тех самых 15 гектаров леса, что плохо лежали у ГП «Киевское лесное хозяйство». Доказательств в отношении «землевладельца» Карплюка хватило бы на десятерых, там был целый «букет»: и создание преступной организации для дальнейшего хищения бюджетных средств, и неуплата налогов, и незаконные действия с земельными участками, и грубые нарушения правил строительства. Однако даже при таком изобилии раскопанных по ходу дела фактов ни одно обвинительное заключение не дошло до дверей суда, чему немало поспособствовал Гуцуляк. Усилия были со временем оценены по достоинству: Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) открыло в его отношении целых три уголовных производства.
Но, как говорится, не Гуцуляком единым… Еще одним бесценным помощником в земельных операциях Карплюка стал Дмитрий Ценов, руководивший Главным управлением Нацполиции в Киевской области. Оказалось, что принадлежащая МВД ирпенская лесная зона должна быть непременно улучшена путем застройки (как обычно – в обход закона). В эти лакомые для ирпенских дельцов участки входили территории бывшего «Беркута», спецназа «Барс» и службы госохраны. И именно застройку на этой земле (суммарной рыночной стоимостью свыше 3 млн долларов) лоббировал Ценов на пару с мэром Ирпеня. Молчание Нацполиции в отношении происходящего было поистине золотом, ибо сотрудничество правоохранителей с командой Карплюка было теснее некуда.
Еще одним важным действующим лицом в мафии «ирпенского Чикаго» стал первый зам прокурора Киевской области Игорь Грабец. Этот гражданин недвусмысленно давал понять, за чью команду играет, поскольку информация из материалов следствия даже с ограниченным доступом попадала в первую очередь к Карплюку и компании. А сам Грабец всеми возможными способами вставлял палки в колеса коллегам, не давая разогнаться уголовному производству.
На то, чтобы расписать все мелкие и крупные земельно-строительные «шалости» с участием Владимира Андреевича, места не хватит, ведь любимые им схемы всегда примерно одинаковы - разница лишь в масштабах. Карплюк – приверженец земельных афер. Он готов вырубать леса и осушать озера, закатывая зеленые зоны в асфальт и бетон. Бывший градоначальник подкупает полицию и прокуратуру, сыплет деньгами налево и направо с тем, чтобы потом заработать больше. Он намерен прикрыть свои преступления депутатским мандатом и избежать ответственности за махинации, аферы и шантаж. Но тем, кто пытается убить гектары леса ради получения барышей в избирательный фонд, в парламенте делать нечего. И Генпрокуратуре стоит внимательнее присмотреться к тем, кто считает целые города дойными коровами, созданными ради личного обогащения обнаглевших мэров. Пусть даже бывших.