Об этом пишет аналитик и политтехнолог Александр Кочетков на страницах издания Фокус.
Есть в общественно-политической жизни события-маркеры, которые намекают на предстоящее развитие ситуации в стране. Блокада ветеранами войны перевозок в ОРДЛО при всей ее неоднозначности именно из таких.
По сведениям с мест блокады, полиция отказывается применять силу против блокирующих. И спецподразделение «Корд», в основном состоящее из бывших беркутовцев (реформа, говорите?), тоже не рвется в бой.
Причина — подозреваемое наличие у блокирующих оружия. То есть безнаказанно помахать дубинками и побросать участников блокады в автозаки у силовиков не получится. Тем более что армейцы сигнализируют: в случае эскалации противостояния они готовы «вписаться» за боевых побратимов.
Как следствие, пошли сообщения о развитии блокады. Ну да, военное мышление: захваченный плацдарм надо расширять, иначе его не удержать.
С одной стороны, это хорошо. Так как вынудит власть искать легальные пути «товарообмена» (или его запрета) с оккупированными территориями, чего она явно не собиралась делать. А пока проходит вынужденный сеанс саморазоблачения наших начальников, что крайне полезно для доверчивого населения. Одно только словоблудие насчет «эффективного контроля» чего стоит...
Но с другой стороны, происходящее приближает нас к экстремистским сценариям.
Очевидно, что блокада — только пробный камень. И при её успешности ветераны войны перейдут к сугубо политическим требованиям: отставка одиозных персонажей из власти, уголовное наказание коррупционеров, прежде всего из силовиков и судей, выборы по новому законодательству. И, естественно, будет попытка перенесения акций в Киев. Раньше или позже, но это случится.
Если в случае блокады угроза применения оружия сработала, то этот аргумент станет основным.
Но в столице отступить, дать слабину власть не имеет права. Потому что немедленно перестанет быть властью. То есть вероятность вооруженного противостояния резко возрастает.
Принятая властью самоубийственная стратегия — говорить одно, подразумевать другое, а делать третье — превращает граждан Украины в неких полудурков, как бы верящих во властное вранье (если не верим, почему терпим?!). Так долго продолжаться не может, как бы власть не уверяла в своей стабильности и безальтернативности.
Власть демонстративно саботирует реформы, в открытую возвращает «бывших» на ответственные должности. Многие уже понимают, насколько война выгодна власти, так как покрывает махинации, хищения и произвол, а значит, будет длиться хоть до краха Украины.
Тем самым власть все время поднимает ставки. И неминуемо доподнимается до всплеска народного негодования. На этот раз вряд ли обойдется без самосудов и расстрелов. Причем без какой-либо позитивной программы у протестантов.
Да, разъяренные ветераны после спровоцированных властью (под лозунгом спасения от путинских «шатунов») столкновений с силовиками вполне могут начать долгожданное очищение страны. Самыми радикальными методами. И после расстрелов и поджогов коррупционеры будут бежать из Украины толпами, бросая барахло и жен с детьми. Но ведь на одного справедливо покаранного приходятся девять невинных, пролетарские революции тому пример.
И такие события, пускай и объяснимые, — это цивилизационная катастрофа, которая оттолкнет от Украины остатки ее симпатиков в мире. Это понятно всем, но наши правители упрямо забывают, что спички — не игрушка. И уж тем более не игрушка огнемет «Шмель» в умелых руках. Не верите — поезжайте в Донбасс и спросите!
Единственный действенный рецепт — уже сейчас, на этапе блокады, формировать осмысленную программу действий. Чтобы ее воспринимали не только ветераны, но и значительная часть измученного украинского общества.
Увы, люди, способные двигаться, и люди, знающие куда, в Украине находятся в параллельных вселенных. Которые пока не пересекаются. И от того, удастся ли срочно перейти от евклидовой политической геометрии к римановой, в которой такое пересечение возможно, напрямую зависит судьба каждого из нас.