Украинский народ в одночасье стал нищим, а одна из самых перспективных развивающихся стран Восточной Европы оказалась отброшена на уровень беднейших африканских государств и – на двадцать лет назад в своей истории.
«Взгляд» отобрал 12 наиболее знаковых событий, результаты которых каждый из нас почувствовал на себе и своем кошельке. По единодушному мнению экспертов, всего этого можно было бы избежать, сохранив тем самым экономическое здоровье государства в норме, а жизненный уровень украинцев на более-менее достойном уровне. Увы, не удалось. Эти события стали очевидными провалами действующей власти.
Март-2014
Что сделали:
Срыв «газовых» договоренностей с Россией, потеря скидки в оплате за газ. Официальная версия: из-за невыполнения условий погашения долгов за газ со стороны Украины и отсутствия 100-ной оплаты за текущие поставки. Фактически разрыв произошел из-за резко усугубившегося политического конфликта между двумя странами. Аннексия Крыма и денонсация Россией договора о базировании Черноморского флота, который был напрямую связан с «газовыми» договоренностями, похоронили последние шансы Украины выторговать у россиян газ по льготной цене.
Чем объясняли и что обещали:
Украина в предельно сжатые сроки находит замену российскому топливу и максимально безболезненно «спрыгивает с газовой иглы» северного соседа. Место российского газа в наших трубах теоретически мог бы занять западноевропейский, азербайджанский, а также – газ собственной добычи.
В чем провал:
Впервые в истории независимости – энергетическая катастрофа. Возвращаются «веерные отключения» электроэнергии. Батареи в квартирах лишь поддерживают «технологическую» температуру. Разрыв «родственно-дружеских» отношений с Россией по газовому вопросу, которые раньше позволяли украинской власти неоднократно договариваться о скидках и отсрочках платежей, оказался для нашей страны трагичным. Россия отказывается поставлять газ украинцам. В то же время западноевропейского топлива оказывается слишком мало, чтобы его хватило и для работы промышленности, и для ЖКХ. Объемы газа собственной добычи также ничтожно малы. К концу лета власти вынуждены признать: газа в хранилищах хватит лишь на один-два месяца холодного сезона, дальше страну ждет коллапс: порванные трубы, оледеневшие батареи, гибель всей системы ЖКХ и целых отраслей.
Март-август-2014
Что сделали:
Секвестр бюджета-2014.
Его назвали самым антинародным в истории страны. Сокращение статей бюджета в целях экономии произошло преимущественно за счет малообеспеченных и незащищенных слоев населения. В то же время крупные компании и олигархические группы сохранили в бюджете свои интересы.
Чем объясняли и что обещали:
Секвестр позволит государству свети концы с концами и к финалу года стабилизировать ситуацию в экономике.
В чем провал:
“Замораживание” базовых социальных показателей, резкое уменьшение социальных выплат. Прожиточный минимум остался на январском уровне 1176 грн/мес. до конца декабря. Минимальная зарплата «законсервировалась» на показателе 1286 грн, а минимальная пенсия – 949 грн. К слову, до секвестра в бюджете был заложен рост этих показателей на 6,8%.
Попытка «накачать» бюджет за счет «детских» денег. Отменена дифференциация сумм помощи при рождении ребенка в зависимости от количества детей. Если раньше семья, где родился первенец, получала 35 280 грн., а при рождении третьего и последующих – 141 120 грн.,то в этом году выплату уравняли: всем стали начислять по 41 280 грн – независимо от количества детей в семье.
Отменена ежегодная разовая помощь ветеранам войны и жертвам нацистских преследований. Упразднена статья о выделении 2,6 млрд грн на социальную защиту граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.
Сокращены дотации шахтам.
При этом свою главную задачу – стабилизацию ситуации в экономике – секвестр не решил.
Украина к концу года оказалась в состоянии острого финансового голода. Зашла речь о дефолте. Международные организации заговорили о нехватке 17 млрд долларов
Май-октябрь-2014
Что сделали:
Рост тарифов за услуги ЖКХ в угоду МВФ. Резкий и беспрецедентный по своим масштабам. Так, газ для населения подорожал на 50-63%, отопление и горячая вода – на 25-100%, электроэнергия – на 35-40%, содержание придомовой территории – на 20-100% в зависимости от региона и т.д. В целом платежка за услуги ЖКХ в в среднем по стране поднялась в цене почти вдвое.
Чем объясняли и что обещали:
Поднятие тарифов позволит не только привести их в соответствие с мировыми нормами (а значит,-- поддержит отрасль, которая остро нуждается в деньгах), но и даст шанс Украине поддерживать долгосрочные отношения с МВФ. Незащищенные слои населения будут обязательно получать субсидию. По подсчетам премьера Яценюка, на нее могли бы рассчитывать 25% украинских семей.
В чем провал:
Отрасль ЖКХ денег от роста тарифов «не увидела». Об этом признался сам премьер-министр, итожа работу своего первого правительства в нынешнем году. Причина, по его версии,-- резкая девальвация гривны. По мнению же экспертов, причина в том, что система ЖКХ осталась по-прежнему непрозрачной и коррумпированной, где деньги продолжают воровать. В то же время получить адекватные субсидии стало гораздо сложнее – их размеры уменьшились, а условия предоставления ужесточились. В результате возросло число неплатежей за ЖКХ со стороны населения (чего не было последние 10 лет). По данным Госстата, долг населения вырос к ноябрю на 6,7% до 11,8 млрд грн.
Не укрепил рост тарифов и отношения с МВФ. К концу года миссия, прибывшая в Киев для решения вопроса выдачи очередного транша , внезапно свернула работу и покинула столицу ни с чем.
Апрель-декабрь-2014
Что сделали:
Гибель угольной отрасли страны. Потеря Украиной фактически всех своих шахт – оказавшихся как на территориях ДНР и ЛНР, так и на подконтрольных Украине.
По данным Минэнергоугля, из 90 украинских шахт 37 находятся на территории Украины, при этом 25 из них работает в режиме угледобычи, 12 - в режиме поддержки жизнедеятельности. По данным же шахтерских профсоюзов, уголь добывает всего несколько шахт. На остальных – включая находящиеся на территории Украины – добыча заморожена, шахтеров отпустили в бессрочных отпуск за свой счет.
Чем объясняли и что обещали:
Главной причиной коллапса угольной отрасли власти называют военные действия. Поясняют, что затруднительно вести работы на шахтах, находящихся в зоне боевых действий или в непосредственной близости от них.
Обещают восстановить жизнедеятельность предприятий, как только наступит мир.
В чем провал:
Украина оказалась без одного из основных видов топлива. На пике отопительного сезона парализована работа ТЭС, работающих на угле. Дошло до того, что страна вынуждена покупать топливо за рубежом – в том числе в ЮАР, Австралии, России. И – даже у властей ДНР и ЛНР, которые восстановили шахты на своей территории. Потери для бюджета – десятки миллиардов гривен.
В то же время оставшиеся без работы шахтеры, по оценке социологов, все чаще становятся резкими противниками украинской власти, которая их «предала», и уходят в ряды ополчения ДНР и ЛНР.
Собрать их обратно и возрождать с ними шахты будет непросто, а то и вовсе невозможно.
1 апреля и 31 июля-2014
Что сделали:
Введение отчислений в Пенсионный фонд при покупке валюты в размере 0,5% от суммы операции и введение налога на депозиты (15% с дохода).
Чем объясняли и что обещали:
Богатые должны делиться с бедными и с государством.
Те, кто продает и покупает валюту явно не относится к категории малообеспеченных, а потому должны пополнить своими отчислениями Пенсионный фонд, дефицит которого в 2014-м достиг 80 млрд грн.
Такой же тезис был использован при и введении налога на депозиты. По версии премьера Яценюка, этот налог коснется очень небольшого числа вкладчиков, поскольку его должны платить лишь те, у кого открыты депозиты на очень крупные суммы (около млн грн и выше).
В чем провал:
Народ не стал вникать, кто именно будет платить налог на депозиты – и кинулся забирать свои вклады из банков. Инициатива введения такого налога стала одной из главных причин беспрецедентного оттока депозитов из банковской системы, который имел место в нынешнем году.
А требование платить 0,5% от суммы при операциях с наличной валютой сузило официальный рынок валют до минимума и стало одной из первопричин расцвета колоссального по своим масштабам «черного рынка» валют в Украине.
Март-декабрь-2014
Что сделали:
Обрушение нездоровых или -- под маркой нездоровых – «неугодных» банков.
Первой жертвой пал один из крупнейших банков с 22-летней историей – «Брокбизнесбанк», являвшийся собственностью украинского бизнесмена Сергея Курченко. В марте банк был признан неплатежеспособным, в июне власти приняли решение его ликвидировать.
Настоящая «охота на банки» развернулась с приходом в НБУ на пост главы Валерии Гонтаревой. В течение 2014-го года в Украине прекратило свое существование или было признано проблемными 33 банка – беспрецедентное число.
Чем объясняли и что обещали:
Украинская банковская система должна избавиться от «балласта»: банков, замеченных в отмывании грязных денег, обслуживающих олигархические кланы, а также – попросту нездоровых банков, которые подставляют под удар доверчивых вкладчиков. Избавившись от такого сегмента, банковская система станет прозрачнее и здоровее.
В чем провал:
Обрушение банков вызвало панику среди вкладчиков: люди стали всеми правдами и неправдами забирать деньги даже из тех финучреждений, надежность которых сомнений не вызывает. Украина столкнулась с бенспрецедентным в своей истории оттоком вкладов. По самым скромным подсчетам, за 2014-й год люди забрали из банков около 10 млрд долларов и 42 млрд гривен.
Еще одни негативный результат обрушения банков: патовая ситуация Фонда гарантирования вкладов. По оценкам финансовых аналитиков, Фонд должен возвратить вкладчикам в общей сложности около 25 млрд грн. Таких денег у него, естественно, нет. Правительство – для того. Чтобы наполнить Фонд, декабрь-2014вынужден будет включить печатный станок, что еще больше раскрутит девальвацию гривны.
Март-декабрь-2014
Что сделали:
Массовое рефинансиирование банков.
За 10 меясец уходящего года НБУ предоставил рефинансирование украинским банкам на общую сумму около 180 миллиардов грн. Причем, в октябре и ноябре рефинансирование велось особенно агрессивно: его объемы каждый последующий месяц возрастали в 2,6-2,7 раза. Для того, чтобы найти средства на рефинанс, пришлось «включить печатный станок», уверены экономические эксперты.
Чем объясняли и что обещали:
Рефинансирование проводится во имя спасения самой банковской системы.
В условиях панического оттока депозитов банки оказались обескровленными, большинство заканчивает год с колоссальными убытками. Без поддержки они не выстоят и пополнят списки уже обвалившихся.
В чем провал:
Деньги, полученные банками от НБУ в качестве рефинансирования, обрушили национальную валюту, но банки при этом не спасли.
Во-первых, финучреждения использовали эти средства по собственному усмотрению (несмотря на то, что позже НБУ поставил в них своих кураторов, которые должны были следить за порядком).
Чаще всего банки выходили с этими средствами на Межбанк и активно скупали доллары. Это стало одной из главных причин роста курса «зеленого» и обрушения гривны.
Еще одна причина ослабления нацвалюты, спровоцированная рефинансированием,-- на рынке появилось очень много «сеженапечатанной» гривны, не подкрепленной товарами.
В то же время спасти банки от обрушения массированное рефинансирование не смогло: в течение всего года рушились как слабые маленькие банки, так и крупнейшие финансовые учреждения вроде «ВАБ-банка». Рефинансирование ведется «за закрытой дверью». Считается, что деньги получают лишь те банки, что признаны «своими».
Март-декабрь-2014
Что сделали:
Игры с гривной.
НБУ в нынешнем году превзошел сам себя в непоследовательной политике по отношению к национальной валюте. Вначале регулятор со стороны наблюдал, как курс доллара беспорядочно растет на Межбанке, подогреваемый спекулянтами. Затем – затиснул гривну в жесткие рамки. По сути, был введен фиксированный курс. И наконец после парламентских выборов– полностью отпустил ее «в свободное плаванье».
Чем объясняли и что обещали:
Внятных объяснений курсовой политики НБУ общественность так и не услышала. Среди оправданий регулятора немало ссылок на МВФ: Фонд требует удерживать курс в четко оговоренном коридоре (поэтому держим гривну), МВФ настаивает на том, чтобы курс был свободным (поэтому предоставляем валютный рынок самому себе). И то, и другое, по идее, должно было в конце концов отрегулировать рынок, выкристаллизовать истинный курс валют и успокоить экономику.
В чем провал:
На валютном рынке возродилось мощное движение спекулянтов. Вначале в их лице выступали банки, принимавшие участие в торгах на Межбанке. Они раскачивали курс в свою пользу. По разным оценкам, на валютных качелях весной и в начале лета операторы успели заработать миллиарды. Затем, когда НБУ попытался применить админмеры, образовалось фактически три курса: межбанковский, курс обменников и – реальный, курс черного рынка. Последний разросся до невиданных масштабов. Эксперты оценивают его объемы в 100 с лишним миллиардов долларов. Иностранная валюта исчезает из официальной торговли, все реальные сделки перетекают на черный рынок. После того, как Валерия Гонтарева объявляет о свободном курсообразовании – гривна за несколько недель обвалилась еще на 20-30%. В целом за год нацвлюта «просела» в 2,5 раза.
Это привело к банкротству мелких операторов, работающих с импортом, и к миллионным убыткам во всех отраслях экономики. Экспортеры стали «прятать» экспортную выручку на зарубежных счетах. Приток валюты в страну практически прекратился.
Падение курса гривны особенно болезненно восприняло население – цены на большинство необходимых товаров, включая продукты питания, одежду, лекарства – выросли в разы.
Сентябрь-2014
Что сделали:
Введение ограничения на покупку валюты. Теперь можно официально приобретать евро и доллары «в одни руки» только на сумму, эквивалентную 3000 грн (около 200 долларов).
Чем объясняли и что обещали:
Глава НБУ Валерия Гонтарева объяснила эту новацию необходимостью сбить ажиотаж в обществе на иностранную валюту.
В чем провал:
Новшество, однако, имело строго противоположный эффект – ажиотаж только усилился. А пресловутый черный рынок еще больше разросся. Приобретением иностранной валюты заинтересовались даже те, кто никогда раньше не держал ее в руках. Люди занимали с ночи очереди к окошкам обменников, чтобы приобрести заветные 200 долларов по «официальному» курсу. Везло лишь единицам. Банки принципиально не соглашались продавать валюту по административно навязанному курсу – более низкому, чем на реальном наличном рынке. Большинство людей, нуждающихся в валюте, вынуждены покупать ее с рук у спекулянтов. Расцвела торговля фальшивыми долларами.
Май-2014
Что сделали:
Принят закон, защищающий трудовые права военнослужащих – участников АТО. Он, в частности, предполагает сохранение за мобилизованным его рабочего места на весь период службы,сохранение средней заработной платы. А также – освобождение от необходимости оплачивать налоги: Единый соцвзнос и налог на доходы физлиц. Напомним, они в сумме составляют, как правило, 15% от зарплаты.
Чем объясняли и что обещали:
Формально документ принимался с целью поддержать военнослужащих и их семьи и стимулировать украинских мужчин к службе в «горячих точках».
В чем провал:
По факту, закон оказался фикцией – для того, чтобы он работал, Кабмин так и не принял необходимые подзаконные акты. В результате в конце года предприятия, с которых ушли воевать их сотрудники, вынуждены начислять бойцам всю сумму налогов, которые им начислялись с мая месяца, задним числом. Солдат лишили полноценной месячной зарплаты.
Июль-2014
Что сделали:
Введение военного налога. 1,5%-ный сбор «на войну» стали взымать изо всех официально работающих украинцев, включая тех, кто сейчас ….мобилизован и воюет в АТО. Планировалось собрать 2,9 млрд грн.
Чем объясняли и что обещали:
В ситуации затяжного военного конфликта на востоке страны армия постоянно нуждается в дополнительном финансировании.
В чем провал:
Достигли ли собранные деньги (а это на данные момент около 2 миллионов гривен) заявленной цели, определить не удается. Минобороны хранит молчание. В то же время армию продолжают обеспечивать преимущественно волонтеры, а также семьи солдат. Военнослужащие вынуждены сами заботиться о собственном обмундировании, питании, вооружении и средствах защиты. По мнению военных экспертов, ситуация стала возможна по той причине, что структура Минобороны весьма непрозрачна и инертна, система военного заказа не настроена на нынешнюю ситуацию. Да и самих средств как для армии – крайне немного. А это значит, что эти «небольшие» деньги могут оказаться незаметно использованы не по прямому назначению, а проще говоря – сворованы.
Первая половина 2014-го
Что сделали:
Потеря крупнейших рынков сбыта на востоке – в первую очередь, российских.
Чем объясняли и что обещали:
В сложной военно-политической ситуации, в которой оказались Украина и Россия, поддерживать торгово-экономические отношения со страной-агрессором абсурдно и нелогично.
Взамен Украина рассчитывает получить выход на европейские рынки.
В чем провал:
Товарооборот Украины и России за этот год упал за год на 30%. Цена этого сокращения – минус 4 млрд долларов, которые могла бы выручить Украина на российских рынках. Европейские же рынки принесли нашей стране лишь 1 млрд долларов. Причем, многие из обещанных украинцам таможенных льгот так и не вступили в силу в полной мере.