Почти все представители старшего поколения знакомы со шпаргалками. Их писали на тонких полосках бумаги и складывали гармошкой. Лучшие экземпляры передавались следующим поколениям.
Шпаргалки постоянно совершенствовались, пока им на смену не пришли мобильные телефоны. Так бы гармошки из бумаги и забылись, если бы директор школы-лицея села Великие Межиричи в Ровненской области не создал единственный в Украине музей шпаргалок. До 2000 года он активно пополнялся новыми экспонатами и обновлялся, но с началом нового тысячелетия ученики начали записывать ответы в плееры, а со временем находить их в интернете.
– Наш бывший директор, Савва Васильевич Чумак, сам просил учеников писать шпаргалки, – вспоминает директор музея Инна Смык. – За шпаргалку, подаренную ему перед сдачей экзамена, он поднимал ученику оценку на один балл. Но за использование подсказок мог на пересдачу отправить, а шпаргалку все равно забирал в музей.
Последняя шпаргалка
Сейчас в музее около сотни экспонатов. Последний попал в экспозицию в прошлом году сразу же после годовой контрольной по истории в 9-м классе.
– Ученица постоянно теребила разноцветную бумажную ромашку на пенале, – говорит Татьяна Боровец. – Я подошла ближе и оказалось, что под каждым лепестком она написала даты. Шпаргалку я забрала и отдала в музей. А ученица контрольную написала на отлично. Я снижать балл не стала, очень уж симпатичная у нее оказалась ромашка.
Одним из шедевров музея считается шпаргалка в виде магазина для патронов. Кусочек ткани прошит, как маленькие кармашки, в которых скрученными в свитки хранятся подсказки. Еще одно творение – носовой платок с формулами по геометрии. Есть еще фотопленка в футляре с нацарапанным на ней текстом. А огромный глобус с алгебраическими формулами вместо континентов подарил музею один из выпускников. Пользоваться им на экзамене невозможно, но учителя математики иногда показывают его ученикам.
– В мое время девочки любили писать подсказки на коленях и прикрывали их юбкой, – смеется Инна Смык.
Дети ленятся писать
себе подсказки
Учителя говорят, что рады бы найти шпаргалки, и даже просят учеников выписывать важные даты и формулы, но дети соглашаются все реже. Слишком много труда и времени нужно потратить. Гораздо проще использовать мобильный или распечатать ответы.– Дети не понимают, что, готовя шпаргалку, они систематизируют знания, – говорит секретарь сельсовета Оксана Слободенюк. – Бывало, пишешь всю ночь, а потом даже не достаешь, потому что все запомнил.