Об этом эксперт рассказал корреспонденту «Взгляда» во время эксклюзивного интервью.
«Украина должна для себя определиться со стратегическими направлениями,— считает Суслов.— Иначе мы нервируем всех. Нужно вслух громко сказать: мы остаемся в СНГ или уходим из Содружества. Мы настаиваем на том, что мы будем членом зоны свободной торговли с СНГ, или — мы хотим уйти из этой зоны. И наконец: будет ли Украина вводить обещанные санкции против России или нет? Об этом все время говорят, шумят, но до сих пор этих санкций нет. А ведь от этого зависит очень многое — в том числе и иностранные инвестиции. В таких вопросах надо громко и ясно сформулировать свою стратегию. У нас же нет последовательных шагов — говорится одно, а делается другое. В итоге — украинская политика миру совершенно непонятна».
Непонятна она и для бизнеса, продолжает Суслов. «Бизнес должен знать: хочет ли новая власть новый Налоговый кодекс и какую-то капитальную реформу — или будет поддерживать стабильность в сфере налогообложения? Инвесторы хотят это все знать, потому что для них это очень важно. Надо не только кругом говорить: мы, мол, хотим, чтобы инвестиции пришли,— надо разъяснить, какие мы даем инвесторам гарантии и в каких сферах».
Принципиально важно определиться и в валютной политике, считает экс-министр экономики Украины. «Если мы собираемся дальше административно регулировать валютный курс и жить в условиях нехватки валюты, надо понимать последствия: инвестор не сможет вывезти свои прибыли за границу, ему никто валюту не продаст для этого, а значит — он тогда сюда и не придет. Все связано,— предупреждает Суслов.— Или у нас все-таки будет свободный курс? Если так, надо ответить: а как мы действуем? У нас ведь глобальная нехватка валюты для обслуживания импорта. Вокруг — целый ряд вопросов, на которые никто даже не пытается отвечать. И эта неспособность отвечать на ключевые вопросы подрывает любую политику правительства.
В результате возникает мнение, что к власти приходят люди, которые не видят проблем и не способны не только сформулировать ответы, но и понять вопросы. А значит — у Украины перспектив очень мало».