В первом квартале текущего года Министерство обороны Индонезии подпишет контракт с Украиной на поставку 5 бронетранспортеров БТР-4. К такому решению пришли индонезийские военные после того, как в августе прошлого года ознакомилась с характеристиками БТР-4 в ходе испытаний на одном из украинских полигонов.
На первый взгляд покупка пяти единиц нашей бронетехники выглядит не впечатляюще. Но следует отметить, что на рынке этой продукции мы очень жестко конкурируем с российским оборонпромом, и получить заказ у нового покупателя – большое достижение. Это победа не только производителя данной техники – ГП «Завод имени Малышева» (Харьков), но и ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова». Кропотливая и слаженная работа этих предприятий позволила нашим БТР-ам получить мировое признание. Именно украинский БТР-4 вошел в десятку лучших бронетранспортеров мира по показателям защиты, огневой мощности и мобильности по версии влиятельного международного журнала Army Technology. Украина стойко удерживает третье место в мировом рейтинге экспортеров бронемашин за период с 2007 по 2014 годы.
Таиландский успех
Надо сказать, что заказу Индонезии предшествовал успешный опыт продаж данной продукции в другую страну – Таиланд, где наша бронетехника показала себя с лучшей стороны. Осенью 2007 года правительство Таиланда утвердило бюджет в размере 3,9 млрд. тайских батов (115 млн. долл.) на закупку украинских БТР-3Е1 по итогам проведенного тендера. С нашей техникой конкурировали аналоги из Канады, России и КНР, но победа досталась нам. 11 сентября 2009 года правительство Таиланда повторно одобрило покупку 100 украинских БТР-3Е1, которая была под вопросом после отказа Германии продать для этих бронетранспортеров двигатели производства компании Deutz. Подобная новость не расстроила покупателей, поскольку было решено установить двигатели другой германской компании — MTU, которые обладают даже лучшими качествами. БТР-3Е1 — перспективная, усовершенствованная версия БТР-3Е. Машина оснащена боевым модулем «Штурм» с 30-мм пушкой, пулеметом, гранатометом и противоракетой «Барс», немецким двигателем, а также автоматической коробкой передач американской Allison. Испытав качество и боевые характеристики украинских БТР-3Е1, правительство Таиланда купило украинских танков на четверть миллиарда долларов. Об этом стало известно 2 сентября 2011 года.
Происки конкурентов
Коллеги по цеху, чтобы устранить украинскую бронетехнику с тендеров, сорвать действующие контракты, порой прибегают к распространению неправдивой информации о характеристиках нашей продукции, что сложно назвать честной конкуренцией. Например, в 2009 году Украина заключила масштабный контракт объемом свыше $550 млн на поставку военной техники, и в частности, 6-ти многоцелевых Ан-32 и 420 ед. БТР-4, в Ирак. Основными исполнителями контракта выступили входящие в состав госконцерна «Укроборонпром» все те же ГП «Завод им. Малышева» (Харьков) и Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. Морозова (ХКБМ), а также ГП «Антонов». Поставка бронетехники начата Украиной весной 2011 года. Заказчику было передано 128 единиц БТР-4, включая 40 машин, отгруженных иракской стороне в феврале 2013 года. А в конце декабря прошлого года в ряде украинских СМИ со ссылкой на представителя судовладельца судна, которое должно было доставить иракскому заказчику очередную партию БТР-4 в составе 40 машин, сообщили, что корабль с военной техникой возвращается в Украину. Это произошло после нескольких месяцев простоя в Персидском заливе в связи с нежеланием заказчика принимать технику из-за якобы обнаруженных в корпусах БТР-ов трещин.
По нынешним меркам контракт на такую сумму не мог остаться без внимания конкурентов. Не исключено, что Ираку были предложены более выгодные финансовые условия по приобретению спецтехники. Иначе сложно объяснить, почему проверенную временем и испытаниями продукцию вдруг забраковали, в то время как другие страны ею довольны и заключают новые контракты по ее приобретению. Тем более, что в адрес ХКБМ им Морозова, исполнителя контракта на поставку в Ирак новых украинских БТР-4, «никаких официальных претензий от министерства обороны Ирака, или от уполномоченных им органов, мы не поступали», заверил замгендиректора ХКБМ Юрий Волченко.
Спустя короткое время после поступления негативной информации о нашей технике в Ираке стал известен потенциальный зачинщик скандала. В частности, стало известно, что это Россия – она стала навязывать Ираку свои изделия вместо украинских. Оказалось, что это случилось в ходе выставки RAE-2013 в Нижнем Тагиле в сентябре прошлого года. Там делегация Минобороны Ирака обсудила с представителями Рособоронэкспорта и Курганмашзаводом возможность закупки российской бронетехники. Информированный источник в оборонно-промышленном комплексе рассказал, что иракских военные заинтересовались бронетранспортерами БТР-82, а так же вариантами модернизации уже имеющегося парка советских БТР и БМП, поставленных в 1980-х годах.
Достижения «Укроборонпрома»
Невзирая на мировой финансовый кризис государственные предприятия, подчиненные концерну «Укроборонпрому», демонстрируют неплохие результаты работы второй год подряд, говорит заместитель генерального директора концерна Егор Коваленко. «Концерн второй раз подряд завершает год с прибылью. Ожидается, что по итогам 2013 года чистая прибыль составит 522 млн. гривен», - подчеркнул Егор Коваленко. По его данным прошлый год оказался успешнее 2012. Например, годовой рост производства на предприятиях концерна достиг 22% по сравнению с 2012-м. В целом, объем продукции концерна, произведенной за год, составил 12 млрд. 967 млн. гривен. Объемы реализованной продукции возросли на 17% до уровня 14 млрд. 955 млн. гривен. Общий прирост средней заработной платы на предприятиях концерна составил 10%, производительности труда – 31%. Показатели задолженности по зарплате на предприятиях концерна снижены вдвое. Успехи «Укроборонпрома» стали возможными благодаря должному участию правительства в программах, реализуемых концерном. Например, в сентябре прошлого года Кабмин одобрил госгарантии для концерна на сумму 300 млн грн под льготную ставку 7% годовых.
Польша хочет наши ракетные комплексы, Индия – модернизирует у нас самолеты
Украина славна не только своей бронетехникой. Польша рассматривает, например, сотрудничество с Украиной в сфере приобретения противотанковых ракет. «Вооруженным силам Республики Польша предстоит обновление противотанковых ракетных комплексов и модернизация вооружений боевых вертолетов. Мы готовы рассмотреть вопрос приобретения современных противотанковых управляемых ракет калибра 105мм украинского производства, разработанных ГККБ «Луч». Нас интересует также перспектива налаживания совместного производства высокоточного оружия», - отметил заместитель министра обороны по вооружениям и модернизации вооружений Польши Вальдемар Скшипчак.
В феврале этого года Украина готовит передачу Индии очередной, седьмой, партии транспортных Ан-32 в составе пяти машин, модернизированных на мощностях украинского ОПК по заказу индийских ВВС, утверждает источник, знакомый с ходом реализации индийского контракта. «В настоящее время в Киеве на ГП «Завод 410 гражданской авиации» при участии специалистов ГП «Антонов» завершаются работы по модернизации очередных пяти Ан-32 ВВС Индии. Отправка машин в Индию намечена на февраль», - говорит источник.
Контракт на сумму $400 млн, предусматривающий ремонт и модернизацию 105 машин Ан-32 индийских ВВС был подписан в июле 2009 года. Согласно ему, в Украине пройдут модернизацию 40 самолетов, остальная техника - на авиазаводе индийских ВВС BRD-1 в Канпуре. Исполнителями контракта выступают ГП «Антонов» и ГП «Завод 410-й гражданской авиации». Запорожское ОАО «Мотор Сич» на $110 млн модернизирует двигатели АИ-20 на индийских Ан-32. В итоге на индийской авиатехнике будет установлено современное оборудование украинского и зарубежного производства. Оно позволит повысить безопасность полетов. Этого позволит добиться оборудование предупреждения столкновения самолетов в воздухе, раннего предупреждения столкновения с землей, система спутниковой навигации, самолетные дальномеры, модернизированные радиовысотомеры, новый радиолокатор с двумя многофункциональными индикаторами, новое кислородное оборудование, улучшенные кресла экипажа.