Правительство Украины рассчитывает получить до 2020 года заказы от Российской Федерации в области судостроения на сумму более четырех млрд. долл. Так, планируется, что на николаевских судостроительных предприятиях будут производиться газовозы для РФ. Об этом сообщил Вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко.
Он также отметил, что по итогам 6-го заседания Украинско-российской межгосударственной комиссии Украина и Россия подписали 14 документов, которые станут фундаментом производственной кооперации государств.
«Считаю, что результат 6-го заседания межгосударственной комиссии, которое состоялось в Москве, является положительным. Мы укрепили наши экономические связи, получили возможность в дальнейшем развивать производственную кооперацию, открывать у себя рабочие места, снизить нагрузку в газовых вопросах. Мы получили возможность дальнейшего развития экономики в целом», — отметил Юрий Бойко.
Эксперты считают, что контракт на строительство газовозов для использования их в освоении Россией арктического шельфа даст возможность стабильно развиваться николаевскому региону. «Сумма контракта будет примерно 4 млрд. долл. США до 2020 года. Это даст возможность развиваться этому региону, а заводам работать без потерь», уточнил Вице-премьер-министр.
Правительственные аналитики отмечают, что развивая межгосударственные отношения, Правительство Украины максимально учитывает потребности украинских предприятий и предпринимает меры для улучшения результатов их деятельности.
Строительство газовозов только начало взаимовыгодного сотрудничества, уверенны аналитики. По их словам, в 2013 году минпромторг Российской Федерации разработал проект государственной программы развития российского судостроения на период до 2030 года. Финансирование этого проекта будет превышать 40 млрд. долл. США.
В частности программа предполагает строительство 100 газовозов, причем 90 из них должны быть построены к 2015 году. Суда необходимы, так как Россия строит новые заводы по производству сжиженного природного газа в связи с либерализацией его экспорта. «Газпром» начал строительство таких предприятий на Дальнем Востоке и Балтике, «Роснефть» — на Сахалине, а НОВАТЭК на Ямале.
Кроме того, к 2020 году в России планируют приобрести 1050 рыболовецких судов на сумму 2,5 млрд. долл. США. Потребность флота для развития морского шельфа до 2020 года составляет 512 единиц. Согласно стратегии развития военного флота РФ, к 2020 году стране необходимо приобрести 54 военных корабля различной модификации.
Однако, на сегодняшний день у РФ не хватает производственных мощностей, чтобы реализовать все задуманное, и часть контрактов будет заключаться с Украинскими судостроителями.
Эксперты напоминают, что еще со времен СССР Украина является частью единой судостроительной инфраструктуры с Россией. До независимости, наа долю украинских судостроительных заводов приходилось до 30% всех получаемых в союзе заказав.
Сегодня российский рынок может быть одним из немногих источников заказов для украинского судостроения, поскольку в ближайшие пять лет стагнация на мировом судостроительном рынке продолжится. Кризис отрасли обусловлен переизбытком флота и падением объемов грузоперевозок.
По прогнозам экспертов, 78% малых и 58% средних мировых верфей в 2014 году могут остаться без заказов, а уровень выпуска продукции на этих заводах сократится в 2,3 и 4 раза соответственно, по сравнению с 2013 годом. Количество завершенных в 2014 году судостроительных проектов будет меньше, чем в этом году, в два раза.
В тоже время, эксперты подчеркивают, что предпосылки для роста национального производства в Украине дают новые газовые договоренности между Украиной и Россией. Они позволяют активизировать развитие кооперационных связей в промышленности между странами.
На сегодняшний день, это имеет большое значение, в частности для повышения эффективности национальных экономик обеих стран, которые остались крепко взаимосвязаны после распада Советского Союза из-за расположения предприятий одного производственного цикла на своих территориях.
Благодаря стабильности новых газовых договоренностей, отечественные предприятия в разных отраслях получают возможность не только активизировать свое производство и нарастить прибыли.
По мнению аналитиков, такие отрасли отечественной экономики как машиностроение, судостроение, оборонная промышленность, металлургия, химическое производство, строительство и коммунальный сектор после снижения цены на газ, смогут создать новые рабочие места, увеличить заработную плату для сотрудников, улучшить условия их социального обеспечения.
По предварительным оценкам, кооперация с Россией принесет Украине дополнительных 40–50 тыс. рабочих мест в смежных отраслях.
Достижения новых договоренностей по поставкам российского газа в отношении цены — со снижением практически в 140 долл. США, говорят о новом этапе в развитии отношений между странами.
Напомним, что с 1 января 2014 года в Украину будет поступать российский газ по экономически обоснованной цене. Это открывает возможности для развития украинской промышленности, что позволит не только восстановить экономический рост, но и использовать полученные ресурсы на модернизацию.
Экономия средств в связи с новой ценой (268,5 долл. США за 1 куб. м) на российский газ составит 7 млрд. долл. США, что обеспечит Украине дополнительный толчок в развитии.
Правительственные аналитики уверены, что договоренности между правительствами Украины и России положительно отразится также на стабильности формирования и доходности государственного бюджета, что позволит Правительству увеличить финансирование здравоохранения, образования, научной сферы, а также повысить пенсии и другие социальные выплаты тем категориям граждан, которые в них нуждаются.
Таким образом, Правительство продолжает идти курсом, обозначенным Президентом Украины и не должно останавливаться на этом и дальше развивать стратегическое партнерство, отмечают эксперты.
Кроме того, в самое ближайшее время будут устранены все ограничения в двусторонних торгово-экономических отношениях, что значительно повысит объем товарооборота . Экономика Украины получает шанс вернуть уровень подъема 2011 года.
Эксперты отмечают, что соглашение также открывает дорогу Киеву к договоренностям с Международным валютным фондом (МВФ), ведь вследствие получения значительных валютных поступлений, идти на уступки международной финансовой организации не является обязательным. Причин повышать цену на газ для населения нет.
По словам Премьер-министра Украины Николая Азарова, подписано также соглашение, жизненно необходимое украинской промышленности, в первую очередь, высокотехнологичным, наукоемким отраслям, соглашение по развитию промышленной кооперации, совместной работе в ключевых отраслях экономики.