Специалисты, которые ловят карманников и домушников», считаются милицейской элитой. Выследить и задержать такихэту категорию преступников невероятно сложно — подчас следователям приходится в прямом смысле «включать «режим Шерлока Холмса». На днях спецы украинского уголовного розыска отмечали профессиональный праздник. Розыскник с 45-летним стажем Николай Рощин поделился со «Взглядом» секретами своей непростой работы и рассказал, как разгадывать преступные ребусы.
У сыщика
должен быть нюх
Всего год назад 71-летний полковник и легендарный сыщик ушел на пенсию с поста главного уполномоченного инспектора Ддепартамента уголовного розыска МВД Украины. Сейчас он дает советы молодым коллегам и с удовольствием делится опытом славной советской школы. А еще проводит ликбез для обывателей — как не стать жертвой преступных схем. Ветеран издал две книги о тонкостях жульничества общим объемом в 1000 страниц! Его труды раскрывают весь спектр преступлений: от игры в наперстки до построения финансовых пирамид.
— Объегоривают народ часто, и делают это не намного изощреннее, чем полвека назад, —.- рассказывает Николай Рощин. —- Но раскрывать современные кражи и случаи вымогательства намного сложнее, чем даже убийства. Опер должен состыковывать следы взлома, отпечатки пальцев, приметы и способ проникновения. А чтобы вспомнить все похожие факты из истории, нужно иметь опыт и отменную память. Компьютеры, конечно, помогают анализировать, но без человека это мертвая база. Ведь при разгадке ребуса огромную роль играет чутье — не зря же говорят, что у сыщика должен быть нюх.
— Как-то в Шевченковском районе столицы у девочек из общежития пропала шуба, —- вспоминает Рощин. —- До этого похожую похитили у жены замкомандующего Киевского военного округа. «Засыпался» жулик на пуговицах. ИРаньше импортные раньше были в цене, их срезали с дорогих вещей. Как-то один вор попался на мелочи, и у него отобрали коробку с пуговицами. Жена замкомандующего сразу признала свои. Оказалось, что жулик украл у нее шубу , подарил ее девчонке из общежития, а потомчерез время снова украл и продал.
Опер-ветеран вспоминает и другую похожую историю, когда воры обчистили ялтинскую квартиру Софии Ротару:
— В Ялте воры прихватили магнитофон, дубленку, несколько меховых воротников. Найти похищенное помогла привычка актрисы ставить автографы. Позже в вещах задержанного запорожского домушника нашли воротник с подписью: «С. Ротару». Благодаря этому разыскали и все остальное.все пропавшие вещи певицы.
Милиция плохо работает? Так надо!
Сравнивая работу опера сейчас и 40 лет назад, Рощин находит и изменения к лучшему. Большой плюс в том, что нет нужды тратить время на политинформации и университеты марксизма-ленинизма. А еще, по словам сыщика, ушла в прошлое традиция принуждать коллег к выпивке.
— То, как актеры изобразили нас в сериалах про питерских ментов, соответствует образу опера прошлого столетия, — говорит ветеран. — Мне, как спортсмену и человеку непьющему, импонирует новая мода не заставлять младших по званию выпивать. Другая сторона медали — отсутствие в нынешних коллективах сплоченности и стабильности.
— Начальники часто своих людей в лицо не знают — отбыть бы им день до вечера, и все, — негодует Николай Рощин. — С приходом нового министра сменяются и руководители отделов розыска на местах, чего раньше не было. Ноельзя ведь часто менять тех, кто реально ищет преступников, нельзя.. Для оперативной работы важно то, каккак человек знает вверенную ему территорию и контактирует с людьми.
— Еще огорчает, что сами граждане стали пассивнее, — сетует Рощин. — Если раньше я вызывал человека, то он всегда приходил. Мог пропустить визит, только, если умер. А сейчас надо с автоматами приводить — сознательности никакой.
Полковник милиции уверяет, что и в 71 год может при надобности скрутить злодея.
— Правда, силы уже не те, — смеется сыщик. — Если раньше я 5пять кмилометров бегал ежедневно, то теперь только раз в неделю. Утром зарядку делаю с эспандером на двух пружинах, а раньше на пяти. Возраст....
Но пока память у таких, как Николай Рощин, ясная, жулье со стажем спокойно спать не будет!
От шубы Эдиты Пьехи
до «Визита к Минотавру»
Николай Рощин поведал «Взгляду» о случае, который доказывает эффективность советской школы сыска и пользу милиционеров на пенсии. В конце 60-х у Эдиты Пьехи украли шубу за 30 тыс. руб. — баснословные деньги по тем временам. Затем последовали дерзкие ограбления квартир футболиста московского «Торпедо» Эдуарда Стрельцова и знаменитого скрипача Давида Ойстраха. У музыканта взяли немало: одних только денег $120 тыс., лифчиков на собольем меху штук 40, обувь, коллекцию старинных часов, огромный золотой ключ от ворот Иерусалима, набор шахмат с золотыми и серебряными фигурами. Три ограбления объединили в одно дело — почерк краж сходился. Искали украденное по всему Союзу — от Камчатки до Карпат. Чиновники и пресса об этом умалчивали, хотя в расследовании были задействованы лучшие следователи МУРа.
— Решение пришло в голову одному оперативнику из питерского райотдела, пенсионеру с хорошей памятью, когда «отследили» шубу в местной комиссионке, — вспоминает Николай Васильевич. — «Потянули за ниточку», и после 3 месяцев расследования нашли все вещи. Тремя годами позже этот случай лег в основу знаменитого романа братьев Вайнеров «Визит к Минотавру», а затем и одноименного фильма. Писатели, правда, усилили сюжет кражей скрипки Страдивари, которого на деле не было. Один из грабителей якобы сказал: «Чего их тащить? В любом музыкальном они по червонцу».
Справка
В 1873 году в Киеве заработала первая украинская сыскная часть и подразделения уголовного розыска в отделениях царской полиции. В феврале 1920 года уголовный розыск перешел в ведомство НКВД и объединился с милицией. С 2001 года центральный орган службы называется Департаментом уголовного розыска МВД Украины.