08:14

пятница,
19 апреля

Украина развивает транзитный потенциал

26.09.2013 / 16:24
Украина развивает транзитный потенциал
В 2014 ожидается 10%-ный рост международных перевозок насыпных грузов

Ситуация на мировом рынке перевозок развивается в пользу Украины: зарубежные аналитики прогнозируют увеличение не только объемов межгосударственных перевозок сыпучих грузов, но и рост стоимости услуг, связанных с ними.

А значит, наша страна получает привлекательную возможность для развития своего транзитного потенциала и утверждения регионального лидерства в этом сегменте, благодаря чему будут увеличиваться не только валютные поступления в государственный бюджет, но и улучшится конкурентоспособность государства на европейском континенте.

Благоприятные тенденции

Агентство Bloomberg опубликовало результаты собственного исследования, посвященного международным перевозкам. Опрошенные аналитики прогнозируют, что впервые с 2010 года владельцы судов, которые специализируются на транспортировке насыпных грузов, могут вернуться на прибыльный уровень. Это связано с сокращением крупнейшего в истории отрасли переизбытка мощностей.

Потому в следующем году объем перевозок трех главных сырьевых товаров данного сектора - злаков, угля и железной руды - вырастет на 10% и достигнет рекордных 2,91 млрд тонн, прогнозирует судовой брокер ACM Shipping Group Plc. На этом фоне ставки фрахта достигнут уровня, позволяющего компаниям не только выйти на уровень безубыточности, но и превысить его.

Такому благоприятному развитию событий будет способствовать также увеличение спроса на соответствующие услуги. В сравнении с текущим годом, перевозки угля в следующем году вырастут на 13% - до 1,3 млрд тонн, полагают аналитики ACM. Объем поставок железной руды увеличится на 9% - до 1,19 млрд тонн. Морские поставки злаков составят 419 млн тонн - на 3,8% больше, чем в 2013 году.

Будут востребованы мощности судовладельцев, которые в последнее время не были задействованы - на это повлияли тенденции пятилетней давности, когда на фоне рекордного роста ставок в 2008 году судовладельцы стали активно наращивать флот. С того времени и к настоящему моменту мировой флот грузовых судов увеличился на 71%, а рост перевозок составил всего 31%. Однако в текущем году уже начали постепенно увеличиваться доходы морских перевозчиков, и такая тенденция получит развитие в перспективе.

Так, суда самой вместительной категории – Capesize, способные принимать на борт до 160 тыс. тонн груза и потому не способные проходить через Панамский и Суэцкий каналы, с начала 2013 года зарабатывали в среднем $9,8 тыс. в сутки. Но уже в 2014 году, по мнению опрошенных Bloomberg экспертов, ставка фрахта для таких судов вырастет почти вдвое - до $16 тыс. в сутки. При том что для возвращения на безубыточный уровень, по данным банка RS Platou Markets, этот показатель должен составлять минимум $15,4 тыс.

Ставка фрахта для судов класса Panamax дедвейтом 60-80 тыс. тонн в 2013 году в среднем равнялась $7,8 тыс. Для того, чтобы судовладельцы вышли на безубыточный уровень, этот показатель должен быть не менее $11,3 тыс. Судя по прогнозам, следующем году у них представится возможность улучшить рентабельность своего бизнеса: эксперты ожидают роста ставок до $12 тыс.

Танкеры третьей весовой категории - Supramax - приносят владельцам прибыль при ставке фрахта выше $10,5 тыс. В 2014 году этот показатель может вырасти до $12 тыс., ожидают аналитики. А ставка фрахта для балкеров класса Handysize может повыситься с $8 тыс. до $9,8 тыс. при необходимом для безубыточности минимуме в $9,3 тыс.

По данным крупнейшего брокера Clarkson Plc.Рост ставок фрахта главным образом будет зависеть от экономики Китая, поскольку на эту страну приходится до 38% перевозок железной руды, угля и зерна. Ожидается, что темпы роста ВВП КНР в 2014 году составят 7,4%, что станет минимальным показателем с 1990 года. Тем не менее, это более чем в два раза больше, чем прогноз роста мировой экономики.

Перспективные возможности для Украины

Учитывая такие перспективные тенденции, украинское правительство стремится развивать взаимовыгодные отношения с Китаем, а также намерено улучшать инфраструктуру транспортной отрасли, причем связанную не только с морскими грузовыми перевозками, но и наземными.

«Хорошим подтверждением того, что мы можем ставить цели и их достигать, является товарооборот между Украиной и Китаем, который еще несколько лет назад был 1,5 млрд долл., а сегодня достиг 10 млрд долл. Безусловно, что товарооборот между странами будет расти и дальше», - констатировал первый вице-премьер Сергей Арбузов во время своего последнего сентябрьского визита в Китай.

В свою очередь, эксперты обращают внимание на другие важные обстоятельства. Прогноз роста перевозки сыпучих грузов на 10% в 2014 году - это большой вызов для Украины, которая заинтересована развивать свой транзитный потенциал и отстаивать свое лидерство в этой сфере. Очевидно, что через несколько месяцев количество грузоотправителей, желающих работать через украинские порты из России, Казахстана, других стран, существенно возрастет. Поэтому уже сейчас, чтобы привлечь максимальные транзитные потоки грузов в украинском направлении, нужно готовить инфраструктуру, упрощать формальные бюрократические процедуры, продумывать удобную для клиентов тарифную политику.

Ожидаемый рост ставок фрахта судов для насыпных грузов - это также предпосылки для развития отечественного судостроения. Ведь растущая потребность в флоте позволит украинским производителям получить новые контракты на строительство коммерческого тоннажа. Поэтому государство, со своей стороны, намерено способствовать расширению таких возможностей, а также продвигать и отстаивать интересы предприятий за рубежом.

Кроме того, позитивные прогнозы на следующий год по поводу 10%-го увеличения международных перевозок таких сыпучих грузов как зерно, уголь, железорудное сырье являются прямым подтверждением обоснованности планов Украины нарастить экспорт этих товаров. Значит, положительный тренд развития отечественной экономики, который набирает обороты в 2013 году, будет продолжаться. А негативные тенденции, связанные с развитием потенциала украинского бизнеса, будут преодолены. Потому что этому способствуют актуальные факторы на внутреннем и внешних рынках.

Например, давно известный факт: стоимость перевозки украинского экспорта по морю составляет трети его стоимости. Сегодня эти деньги достаются иностранным судоходным компаниям, которые превалируют на рынке. Однако наши судовладельцы имеют шансы потеснить их и нарастить свою долю, используя потенциал хорошей конъюнктуры транспортного сегмента, актуальной для нынешнего периода международной торговли, который будет развиваться в ближайшие годы.

Россия теряет потенциал

Причем это касается не только морских перевозок. О готовности увеличивать объемы оказываемых услуг по транспортировке грузов как со странами ЕС, так и Таможенного союза, заявила Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця»). В частности, в январе-августе текущего года этот показатель уже вырос для европейского направления на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 29,74 млн тонн. При этом инфраструктурный потенциал отечественных железных дорог имеет возможности для увеличения объемов перевозок, как на западных, так и на восточных границах от 10 до 50%. А значит, Международные транспортные коридоры Украины продолжают играть ведущую роль в регионе, обеспечивая эффективный товарооборот между странами и повышая надежность их внешнеторговых операций.

Причем их потенциал становится все более востребованным, конкурентоспособность растет. Это происходит на фоне негативных тенденций в России, где железные дороги уже не справляются с объемами перевозок, а через пару лет, сложностей станет еще больше.

Подтверждение тому – намерения компании «Роснедра» пересмотреть условия лицензий на добычу твердых полезных ископаемых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Потому что Российские железные дороги (РЖД) не могут обеспечить транспортировку всех грузов к 2020 году из-за низкой пропускной способности стальных магистралей: если разработчики месторождений должны к 2020 году суммарно увеличить объем производства примерно на 100 млн тонн, то РЖД объявила о сопосбности увеличить пропускную способность дорог и объем перевозимых грузов в этом регионе лишь на 55,3 млн тонн.

По данным директора департамента стратегического развития РЖД Антона Рышкова, уже сейчас из-за дефицита железнодорожной инфраструктуры на восточные порты России из Средней, Восточной Сибири и с Дальнего Востока перевозится 57,9 млн тонн каменного угля и железной руды. А увеличить пропускную способность дорог для вывоза всех грузов при текущей инвестпрограмме невозможно, говорит представитель РЖД.

В то же время в Украине в настоящее время реализуются инвестиционные проекты, связанные с улучшением качества железнодорожного полотна, увеличением пропускной способности портов, повышением эффективности взаимодействия между докерами и грузоотправителями.

Так, Министерство инфраструктуры намерено с ноября начать плановое внедрение в морских портах Единой информационной системы портового сообщества (ИСПС). «В октябре будет отчет в министерстве о работе этой системы - с учетом всех проблем и ошибок. И к 1 ноября должен быть разработан план-график внедрения ИСПС в остальных портах. В первую очередь - контейнерно-ориентированных, далее - во всех других», - отметили в ведомстве. При этом главной целью внедрения ИСПС является «упразднение контакта бизнеса с чиновником - то есть того момента, где возможна коррупция».

Как сообщил глава Администрации морских портов Украины Юрий Васьков, ИСПС охватит, в первую очередь, контейнерные грузы, поэтому в ближайшее время начнется внедрение системы в Ильичевском порту, а в дальнейшем – на контейнерном терминале «ТИС» в Южном, в Мариупольском порту.

ИСПС уже внедрена на Одесском морском порту, где подтвердила свою эффективность: специалисты Мининфраструктуры подсчитали, что, экономический эффект за полтора года составил 200 млн долл. Это стало возможно благодаря сокращению времени прохождения и обработки документов, а также высвобождению работников, занятых в работе с чиновниками при оформлении бумажных документов для грузоперевозчиков.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
18 апреля
17 апреля